Российская Газета, 07.10.2014
В последние 20 лет развитие интеграционных процессов с участием России проходило на евразийской площадке достаточно динамично: СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС - все эти формы интеграционного взаимодействия принесли богатый опыт экономического сотрудничества.
Создание Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), по сути, стало "ядром" евразийской интеграции. Сейчас мы продвигаемся вперед, не сбавляя темпов. Президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Насколько он необходим, "РГБ" разъяснил директор Департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России Александр Цыбульский.
- Что может дать ЕАЭС участвующим в нем государствам?
- Уже сейчас Таможенный союз с территорией более 20 млн кв. километров объединяет 170 млн человек, общий товарооборот государств-членов составляет 1 трлн долл. ежегодно, а совокупный ВВП - более 2 трлн долл. В 2013 г. по сравнению с предыдущим объем инвестиций, поступивших в экономики государств - членов Таможенного союза и ЕЭП, увеличился на 41,6%, достигнув 158 млрд долл. При этом объемы взаимной и внешней торговли возросли на 32 и 33% соответственно. Но евразийский интеграционный проект очень молод по мировым меркам, ведь реализуется он не более четырех лет, поэтому такими первыми достижениями можно гордиться. Формирование Евразийского союза следует оценивать прежде всего с экономической точки зрения. Это значительный по объему, емкий рынок, на котором формируется благоприятная среда для развития предпринимательства. При подготовке договора три страны последовательно шли по пути устранения или минимизации барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Работа на общем рынке союза должна строиться на четких и понятных для бизнеса "правилах игры". В качестве основы этих правил будут взяты лучшие практики государственного регулирования. Помимо развития единого рынка товаров, который начал формироваться с созданием Таможенного союза, договор предусматривает поэтапное формирование единых рынков услуг, что также даст толчок экономическому развитию всего интеграционного объединения и росту взаимной торговли стран-участниц. По сути, Евразийский экономический союз идет по пути, который в свое время проходили страны Европейского союза. Разница, пожалуй, состоит в скорости нашего движения. Имея за плечами опыт содружества, мы можем более быстрыми темпами выстраивать взаимодействие между нашими странами.
- Что еще предстоит сделать для начала работы ЕАЭС?
- Проект федерального закона о ратификации договора уже внесен президентом РФ в Государственную Думу. Теперь слово за нашими белорусскими и казахстанскими партнерами. После одновременной ратификации договора в трех странах 1 января 2015 года он вступит в силу.
- Как другие страны относятся к появлению нового серьезного игрока на международной арене?
- Положительных аспектов формирования Евразийского экономического союза множество. К Евразийскому союзу обратились десятки стран с предложением о заключении соглашений о свободной торговле. Например, с Вьетнамом уже идут переговоры. Известно о решении наших партнеров по СНГ - Армении и Киргизии - присоединиться к союзу. Союз открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы и принимающих на себя нормы договора. Вместе с тем для присоединения необходимо не только стремление партнеров, но и большая работа по сближению нормативной базы присоединяющегося государства к нормам союза, налаживание взаимодействия всех органов управления, включая таможенные, ветеринарные и фитосанитарные службы. Для полноценной реализации всех этих мероприятий формируется соответствующая "дорожная карта" (такие "дорожные карты" были утверждены для Армении и Киргизии).
- То есть Армения прошла непростой путь к Евразийскому экономическому союзу?
- Наши армянские партнеры наглядно увидели, какой существенный толчок экономике может дать такой интеграционный выбор государства. Когда Армения выразила намерение о присоединении к Таможенному союзу, Единому экономическому пространству и создаваемому Евразийскому экономическому союзу Белоруссии, Казахстана и России, была принята "дорожная карта" с четко определенными мероприятиями, которые эта страна должна была выполнить. После этого начался активный период работы, и сейчас можно с уверенностью говорить о том, что Ереван подал хороший пример будущим кандидатам на вступление в союз, проделав действительно огромную работу и воплощая задуманное не просто в срок, а зачастую и с опережением графика. Это позволило в короткое время подготовить проект договора о присоединении Армении к ЕАЭС. Проект договора получил поддержку в правительстве РФ и уже вышло распоряжение президента РФ о его подписании. Ожидается, что такие же решения будут приняты в Белоруссии и в Казахстане. Надеемся, что договор о присоединении Армении к ЕАЭС будет подписан на саммите глав государств в октябре этого года.
- Говоря о преимуществах, на что может рассчитывать Армения, вступая в ЕАЭС?
- Вступление Армении в Евразийский экономический союз снимет барьеры для выхода продукции армянских предприятий на единый рынок союза, что придаст импульс экономике. ЕАЭС создает реальные условия для осуществления четырех экономических свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Внутри союза товары перемещаются без таможенных барьеров, строится единый рынок услуг, создается общая правовая основа для проведения скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Все эти преимущества получит и Армения, вступая в ЕАЭС. Кроме того, будет положительный эффект и для российско-армянских отношений. В частности, в результате отмены экспортной пошлины стоимость российского газа для Армении снизится на 30%. Только за два квартала 2014 года товарооборот между Россией и Арменией составил практически 570 млн долл. (таким образом, доля России составляет более 20% в общем товарообороте Армении). На экспорт российских минеральных продуктов пришлось около 65% товарооборота. Даже из этой нехитрой арифметики становится очевидно, что проделанная работа и поставленные цели - не пустые разговоры о светлом будущем, а плавное движение по пути интеграции и взаимовыгодного сотрудничества.
- Каковы перспективы для ЕАЭС не только внутри собственных границ, но и в разрезе отношений с третьими сторонами?
- В целом объединение государств в рамках Евразийского экономического союза открывает для стран-участниц, их предпринимательских структур новые возможности и перспективы, включая создание благоприятного инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на едином пространстве союза. Существенное расширение возможностей ведения бизнеса за счет устранения барьеров, кооперирования, обмена технологиями и инвестициями, открытия доступа стран-членов к государственным закупкам и прочие меры, предусмотренные договором, позволяют компенсировать снижение спроса на мировых рынках, становятся источником экономического развития. Значимость нашего интеграционного объединения будет только возрастать, в том числе за счет вступления новых членов, что позволит увеличить емкость общего рынка союза и, соответственно, интерес к нему наших торговых партнеров. Кроме того, формирование такого крупного интеграционного объединения позволяет предложить новую "повестку" нашего сотрудничества с европейскими партнерами. Вполне логичным видится взаимодействие не отдельных стран с Европейским союзом, объединяющим 27 европейских государств, а взаимодействие двух крупных интеграционных объединений. Нацеленность этих сильных торговых партнеров на совместное движение к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, безусловно, могло бы стать залогом процветания всего евразийского континента. Тем не менее Евразийский экономический союз намерен быть равноправным партнером ЕС и действовать исключительно на паритетной основе. В этом случае речь не должна идти только об односторонней имплементации европейской практики в наше законодательство, так как не всегда мы согласны с допустимостью некоторых норм. Это должен быть открытый аргументированный диалог, в ходе которого все стороны должны проявить гибкость и выражать готовность к изменению и сближению своих позиций.