В Москве прошло первое заседание евразийского межправительственного совета
07.02.2015 10:19
Договор о создании ЕАЭС вступил в силу, однако это не значит, что страны – участницы нового объединения собираются почивать на лаврах. Все только начинается: в Москве состоялось первое заседание Евразийского межправительственного совета, на котором стороны обсудили план работ на ближайшее время. О чем шла речь на первой встрече и каковы ее итоги – в материале Евразийского коммуникационного центра.
В непростых условиях
6 февраля в Москве состоялось первое заседание Евразийского межправительственного совета — одного из руководящих органов ЕАЭС, который будет принимать основной массив решений, регулирующих экономическую деятельность и сотрудничество в рамках союза. Встреча оказалась плодотворной — собравшиеся обсудили основные направления работы на ближайшее время и подписали ряд совместных документов, в частности распоряжение «О проектах протоколов, предусмотренных договором о присоединении Киргизской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным 23 декабря 2014 года»; распоряжение «Об обеспечении финансирования пилотного проекта по введению маркировки на территории государств — членов Евразийского экономического союза»; распоряжение «О разработке концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению».
Открывая заседание, председатель правительства России Дмитрий Медведев предпочел обойтись без долгих прелюдий и, поприветствовав собравшихся, сразу перешел к главному — проблемам, с которыми пришлось столкнуться странам — участницам союза на самом старте работы нового объединения. «Наш союз стартует в непростых условиях. Не успев оправиться от глобального кризиса 2008 года, мы сейчас испытали новые трудности. К имеющимся в нашей экономике структурным проблемам — а они у всех есть — добавилось резкое падение цены на нефть, беспрецедентное внешнее давление», — отметил Дмитрий Медведев, посетовав, что проблемы затронули и Российскую Федерацию, и ее партнеров по ЕАЭС. При этом, по его словам, Россия уже принимает необходимые меры для обеспечения макроэкономической и социальной стабильности, понимая важность антикризисной работы при той плотной кооперации, которая существует между компаниями и предприятиями стран — участниц союза. «Готовы поделиться своим опытом, потому что в той или иной степени эти проблемы испытывают все государства, представленные в этом зале» — щедро предложил Медведев.
Что делать будем?
На первом году функционирования Евразийского экономического союза странам-участницам предстоит проделать поистине огромную работу. Как сообщил Медведев, в ЕАЭС необходимо подготовить и принять более ста документов, в том числе новый таможенный кодекс, соглашение о порядке заключения международных договоров в Евразийском союзе, концепции формирования общего электроэнергетического рынка, рынка газа, нефти, нефтепродуктов.
Кобяков: Сегодня наш евразийский дом — это, конечно, мощное сооружение мирового масштаба
Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков в свою очередь напомнил, что главные аспекты деятельности союза в 2015 году уже обозначил в своем обращении к главам государств — членов Евразийского экономического союза президент Александр Лукашенко. Это реализация согласованной промышленной и агропромышленной политики; развитие экспорта и промышленной кооперации; реализация совместных инвестпроектов; разработка концепции формирования общих энергетических рынков; развитие сферы услуг, включая либерализацию каботажных перевозок; открытость в диалоге с ВТО.
Изъятия и ограничения
В целом, по мнению белорусского премьера, в настоящее время не все так ладно в Евразийском союзе, как хотелось бы. «Сегодня наш евразийский дом — это, конечно, мощное сооружение мирового масштаба. Это признают даже наши оппоненты. Но мы сдали наш дом с целым рядом недоделок», — емко и метафорично обрисовал Кобяков статус-кво. При этом, по его словам, некоторые недоработки были известны еще на стадии подготовки к созданию ЕАЭС и отмечены в договоре в виде переходных периодов до 2025 года. Однако, подчеркнул премьер, имелись и скрытые дефекты, которые не замедлили проявиться в результате известных запретов на ввоз товаров и транзита в конце прошлого года. «Они оказались для Евразийской экономической комиссии настолько скрытыми, что потребовалось вмешательство глав государств, для того чтобы разъяснить комиссии ее функции и полномочия по обеспечению основополагающих принципов функционирования Евразийского экономического союза», — посетовал Кобяков.
Андрей Кобяков уделил также особое внимание нерешенному вопросу изъятий и ограничений во взаимной торговле, который не давал покоя белорусской стороне весь прошедший год. «Накануне подписания договора о ЕАЭС комиссией (ЕЭК — прим. ред.) была развернута активная деятельность по выявлению существующих изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами. Сегодня об этой работе от комиссии мы практически ничего не слышим, более того, список изъятий начинает снова увеличиваться», — сказал он.
План действий
Кобяков предложил ряд конкретных мер для реализации закрепленных в договоре целей и задач евразийской интеграции с четкими сроками. Первым пунктом программы, конечно, была названа активизация работы по устранению изъятий и ограничений.
Впрочем, белорусская сторона хотя и смотрит в будущее, но и не забывает о прошлом. В связи с этим Кобяков настаивал на том, чтобы ЕЭК до конца февраля направила правительствам сторон анализ причин, которые привели к введению партнерами односторонних запретов и ограничений. «Практика показывает, что нам необходимо выходить на согласованные механизмы функционирования союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты своего рынка в отношении третьих стран. В этой связи мы ждем от Евразийской экономической комиссии конкретных предложений по доработке договорно-правовой базы союза», — отметил премьер.
Кобяков также предложил ЕЭК проанализировать реализацию договоренностей по вопросам согласованной промышленной и агропромышленной политики. При этом, по словам премьера, необходимо выработать конкретные предложения по основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках союза, имеющимся проблемам и путям их системного решения. Кроме того, Кобяков предложил уделить особое внимание вопросам скоординированной политики в области импортозамещения и продвижению понятия «товар Евразийского экономического союза». «Надо, наверное, уже находить ответ на вопрос: кто же он такой, отечественный производитель союза, товары которого мы совместными усилиями предполагаем продвигать, в том числе и за пределы Евразийского экономического союза», — сказал премьер.
По предложению Кобякова, ЕЭК до 1 апреля должна направить правительствам сторон концепцию совместных мероприятий по развитию экспорта, которые могут, в частности, включать скоординированные меры поддержки экспорта, развитие совместных товаропроводящих сетей, использование товаров и услуг государств-членов в рамках крупных инвестиционных проектов в третьих странах, совместное участие в выставках и так далее.
Одним из столпов Евразийского экономического союза является создание общих рынков. Кобяков предложил ЕЭК на очередном заседании межправсовета доложить о ходе работ по выработке концепции формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов и программы поэтапной либерализации каботажных перевозок.
На следующем совете будет рассматриваться ситуация со снятием барьеров, ограничений и изъятий в свободном обращении товаров, услуг, капитала
Белорусская сторона также поставила вопрос о выполнении сторонами обязательств по предоставлению информации о переговорах по ВТО, которые заложены в договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Кобяков напомнил, что о скоординированной работе по присоединению к ВТО стороны договорились еще в 2002 году в рамках ЕврАзЭС. «Хочу подчеркнуть, что если сегодня мы не будем понимать, как идут переговоры наших партнеров с ВТО, мы будем считать себя свободными от согласования и принятия дополнительных обязательств, связанных со вступлением в ВТО наших партнеров», — отметил он.
Еще одной темой, которую затронул Кобяков, стал вопрос контроля за выполнением решений, принятых в ЕАЭС. «Доклад ЕЭК должен также содержать предложения по механизму мониторинга комиссией выполнения сторонами принятых в Евразийском экономическом союзе решений и возможные меры ответственности государств-членов за их невыполнение», — подчеркнул он.
До новых встреч
Выступая с заявлением для прессы, Кобяков выразил надежду, что инициативы белорусской стороны будут поддержаны остальными участниками ЕАЭС. «Уверен, что создание полноценного экономического союза, свободного от изъятий, ограничений во взаимной торговле товарами и услугами, обладающего мощным промышленным, агропромышленным, экспортным и инвестиционным потенциалом, — это именно тот результат, которого ожидают сегодня от Евразийского экономического союза граждане наших государств», — заключил он.
Первое заседание, признанное успешным и результативным, прошло, но, как выяснилось, не за горами и следующее — оно состоится 29 мая в поселке Бурабай в Казахстане. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко отметил, что на следующем совете будет рассматриваться ситуация со снятием барьеров, ограничений и изъятий в свободном обращении товаров, услуг, капитала. «Это в какой-то степени является ключевым источником для дополнительного роста нашего внутреннего рынка и экономики наших стран», — подчеркнул он. Кроме того, ЕЭК планирует подготовить к обсуждению пакет, связанный с совершенствованием таможенного законодательства.