На протяжении нескольких последних лет Россию и страны СНГ отличает низкий уровень антисемитизма, заявили члены экспертной группы еврейской общины России на презентации доклада «Антисемитизм в России и странах СНГ в 2014 году». В опубликованном 16 февраля документе большинство стран постсоветского пространства названы «островом спокойствия» на фоне растущего уровня ксенофобских настроений и даже актов насилия против евреев в странах Западной Европы и США. Тем не менее, отдельные негативные изменения по ряду аспектов все-таки наблюдаются. И в первую очередь это связано с нестабильной политической ситуацией на Украине, сообщает корреспондент
ИА REGNUM.
Как заявил вице-президент Всемирного еврейского конгресса, генеральный секретарь ЕАЕК профессор Михаил Членов, последние годы наблюдается рост уровня антисемитизма не только в арабских регионах, но и в странах Западной Европы, США, Канаде и Австралии, которые традиционно считались «оплотом доброжелательного отношения» к евреям на протяжении нескольких десятков лет послевоенного времени. «Эта ситуация меняется. Причем меняется так, что мы явно имеем дело не просто с какими-то количественными параметрами, а с принципиальными моментами. Во Франции в 2014 году был зарегистрирован 241 случай физического насилия против евреев, в Великобритании — 81, в России — ноль», — сообщил он. По мнению Членова, причины роста антисемитизма связаны с социально-политическими и культурно-идеологическими тенденциями, «появляющимися сейчас в быстро меняющемся мире».
Тем не менее, эксперты отмечают, что низкий уровень антисемитизма в России не означает, что он полностью исчез. По словам Членова, на постсоветском пространстве он больше проявляется не в насильственной, а идеологической сфере: в СМИ, на трибунах, в том числе и в выступлениях официальных представителей властных структур, в качестве идеологии отдельных общественных групп. Особняком стоит такой новый антисемитизма как антисемитизм, замаскированный под антиизраилизм. Впрочем, последняя тенденция, особенно на государственном уровне, больше характерна для указанных выше стран, особенно Ирана, Афганистана и государств арабского региона. «Ни в одной стране СНГ нет государственного антисемитизма, и Израиль не воспринимается большинством населением как враждебное государство. На сегодняшний день все государства бывшего СССР не практикуют государственный антисемитизм. За последние 25 лет образ Израиля как страны-средоточия зла практически исчез. Израиль превратился в обычное рядовое государство, в которое многие ездят, которое имеет торговые отношения с другими странами. В 2014 году Израиль посетили 650 тыс. туристов. И украинские туристы сейчас приближаются к этой же цифре», — заявил эксперт.
Традиционно международная практика оценки уровня антисемитизма сводится к учету форм преступного поведения. Как отмечено выше, нападений на евреев в России в 2014 году не фиксировали, а случаев вандализма, то есть осквернения мест захоронения, синагог и так далее, было немного — всего 11. Что же касается Украины, то в 2014 году там зафиксировано 5 случаев физического насилия над евреями, совершенных на национальной почве, и 23 случая вандализма. И на данный момент Украина «сместила» Россию с первого места по уровню антисемитизма среди стран СНГ, хотя в предыдущие годы обычно занимала второе либо третье места. Как пояснил член Совета ВКЭЖ «Культура мира», координатор экспертной группы Семен Чарный, всплеск ксенофобских настроений в стране связан с «взбудораживанием» политической и экономической ситуации. «В 2014 году на Украине активно использовали „еврейскую карту“. Причем использовали двухсторонне. Один поток — это линия противников антисемитизма, презентующих себя в качестве антифашистов и демократичных людей, а другой — группы, обычно использующие антисемитскую риторику. Получались довольно смешные вещи, когда в стремлении показать, что мы хорошие и демократичные, появлялись истории о том, что за ту или иную сторону воюют еврейские части, то есть составленные из евреев. Потом эти истории начинали жить своей жизнью. Например, по социальным сетям долго кочевала запись о том, что в авангарде сил, атакующих Донецк, есть некая еврейская сотня, которая зверски себя ведет и питается сырой печенью противника для распаления собственной ярости», — пояснил он. Также фиксировались случаи демонстративного антифашизма, которые однако сопровождались антисемитская риторикой. В частности, и в среде сторонников Донецкой и Луганской республики, заявил Чарный. Например, известный последнее время антисемитский термин «жидобандеровец» придумали в указанных республиках, однако на практике под ним понимают не столько евреев, сколько идеологических противников. «Но, несмотря на все эти высказывания, не было зафиксировано никаких реальных фактов антисемитизма, зато были попытки обвинения в антисемитизме… Сейчас же этот эффект демонстративного антифашизма закончился, поскольку мы видим пресс-конференцию глав этих народных республик, которые заявляют, что на Украине у власти находятся какие-то жалкие евреи, представителя не украинского народа», — заявил он.
Ситуация в противоположном лагере также вызывает опасение экспертов. По словам Чарного, официальная украинская власть строит новую европейскую идентичность не подходящими для этого средствами — использует в качестве героев представителей украинского национализма межвоенного и военного периода. В частности, Степана Бандеру и Романа Шухевича, составляющей частью идеологии которых был выраженный антисемитизм. «Формально антисемитизм не в моде и никто из официальных лиц не позволяет себе этого, хотя и допускали подобные высказывания на пути к власти. Но если судить по мероприятиям типа „факельных шествий“, их взгляды не изменились, хотя формально такие лозунги не звучат. Но героизация коллаборационистов, нацистских преступников, например, Шухевича, говорит о том, что этот элемент антисемитизма, который присутствовал в деятельности УПА, он получает право на реабилитацию, право на жизнь», — также отметил президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий.
Особняком от большинства стран постсоветского пространства стоит не вошедшая в доклад Прибалтика. По словам руководителя пресс-службы Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Андрея Глоцера, в последнее время Латвия, Эстония и Литва активно проявляют себя в вопросах пересмотра итогов Второй мировой войны и оправдания коллаборационизма. «В первую очередь я имею в виду недавнюю выставку в Эстонии, которая была посвящена Холокосту, но сделана в юмористическом ключе и выглядела как издевательство. Ее можно поставить в один ряд с выставкой в Иране, где Холокост высмеивается, представляется как не имеющее место событие в истории, либо значимость этой трагедии принижается. Также стоит отметить Латвию, она запретила проводить в центральном здании штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже 26 января выставку „Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников концлагеря Саласпилс“. Она была приурочена к международному дню памяти жертв Холокоста, 70-й годовщины освобождения лагеря Освенцим, и организация была такая, что проведение этой выставки может бросить тень на репутацию страны, которая в настоящий момент председательствует в Евросоюзе», — подчеркнул Глоцер. Кроме того, в Литве готовятся к проведению марша независимости, приуроченному ко Дню независимости 11 марта. И основные участники марша — это поддерживающие коллаборационизм и даже неонацистские группы. «И это три страны Евросоюза! Они не только объявляют коллаборационизм, но и кардинальным образом пересматривают итоги войны, становятся в один ряд с такими странами, как Иран», — заявил он.
Также Глоцер отметил и новую тенденцию маскировки антисемитизма антиизраилизмом, когда антиизраильская риторика «сращивается» с такими известными антисемитскими мифологемами, как, например, «всемирный еврейский заговор». По его словам, локальное проявление данной тенденции можно заметить и в России, особенно после проведения в секторе Газа операции «Нерушимая стена». В частности он отметил заявление муфтиев России о препятствовании мусульманам в посещении мечетей Иерусалима, убийстве израильскими военными мирных жителей и сравнение израильско-палестинского конфликта с Холокостом. «Здесь тоже, как мы видим, довольно неприятная риторика. И она особенно настораживает, потому что в России межконфессиональные виды согласия и отношения между разными общинами — еврейской, мусульманской и христианской — всегда ставились в пример… Тем не менее, на постсоветском пространстве позиции нового антисемитизма достаточно слабы. Мы можем говорить о том, что эта тема является основной и главной только в политике мусульманской общины», — отметил эксперт.
В 2014 году федеральный список экстремистских материалов пополнился 369 наименованиями, 68 из которых составляют антисемитские высказывания и литература, сообщил заместитель председателя Московского антифашистского центра Виктор Дашевский. Ксенофобские высказывания фиксировали в Новосибирске, Нижнем Тагиле, Владимире, Ижевске и еще ряде городов России, то есть говорить об особой локализации антисемитизма в России нельзя, отметил он. «Из 40 страниц доклада на описание актов насилия и вандализма ушло 4 страницы, а еще 36 страниц — на описание того самого „болота“, того не всем заметного антисемитизма и нацизма, который проявляется в материалах, пополнивших федеральный список. Хотя, к сожалению, далеко не все в него попадает. А если и попадает, то это не значит, что все это уже пресечено», — отметил он, подчеркнув, что из-за несовершенства законодательства, экстремистским материалам часто достаточно просто избежать запрета — просто за счет смены названия. «Я не верю, что в России будет военно-фашистский переворот, но есть люди, которые об этом мечтают. И если бы это случилось, у нас была бы совсем другая реальность, погибла бы наша страна. Таким образом, авторы экстремистских печатных изданий часто метят не в указанных адресатов, а в конституционную власть», — резюмировал он.
http://www.regnum.ru/news/polit/1896045.html