Витебск, 28 ноября. Белорусский Витебск попал в танцевальный лабиринт. В культурной столице Беларуси в 28-й раз прошел старейший на постсоветском пространстве фестиваль современной хореографии. Он проходит каждый год в конце ноября. Модерн, контемпорари, арт-дэнс и другие направления представляют как труппы с мировыми именами, так и начинающие малоизвестные танцовщики. Корреспондент «МИР 24» Александра Кулакова побывала в Витебске и узнала, кто же в Беларуси танцует лучше всех.
Витебск – северная и культурная столица Беларуси. Летом этот город живет «Славянским базаром», а осенью – другим культурным событием. В это время сюда приезжают лучшие хореографы со всего мира. Мексика, Америка, Россия, Украина – вот неполный список стран-участников ноябрьского фестивального Витебска.
Орнамент «меандр» – официальный логотип Международного фестиваля современной хореографии в Витебске. Символ лабиринта, бесконечного движения, а значит танца.
Открылся фестиваль выступлением пермского балета. Его создатель Евгений Панфилов был постоянным участником форума. В этом году на витебской сцене – золотая коллекция мастера, который ушел из жизни в 2002 году. Здесь и одноактный балет «Река» – философская притча о быстротечности жизни и о том, что всегда будет вечным. Кроме «Балета Панфилова», в фестивале принимают участие труппы из Америки, Швеции, Мексики, Польши, России и Украины. В программе обязательно есть премьеры.
«Что мы смотрим с европейской, мировой хореографии, мы обязательно имеем последний срез того, что достойное и премьерное появилось в мире. В этом году у нас такие артисты «Movingborders» из Мексики, которым представители 83 стран устали хлопать в ладошки и кричать «браво». Секрет простой. Мир соскучился по хорошей душевной истории. Хочется простых, человеческих истин», – отмечает директор Международного фестиваля современной хореографии Марина Романовская.
Фестиваль международной хореографии в Витебске – это возможность не только увидеть, но и научиться. Американка Лейла Гайтон признается: перед приездом в Витебск волновалась, что ее команда будет выбиваться из формата фестиваля. Главное, чему учит на мастер-классе, познать самого себя, понять свои эмоции и услышать свой голос. Обладая техникой, актерским мастерством и внутренней харизмой, танцовщику будет легче добиться успеха.
«Когда я приглашаю людей на просмотр в свою труппу, я как раз ищу людей особенных. Для меня важнее душа, а не технические навыки, которыми они обладают. Я, как хореограф, могу помочь ему изменить его недостатки в достоинства», – поясняет хореограф Лейла Гайтон.
Витебский фестиваль – это диалог между разными подходами в хореографии. Организаторы уверены: танец не нуждается в переводе. Он не имеет границ и барьеров и стремится быть понятным без слов.
Движениями они могут сказать больше, чем словами. Например, номер «Гравитация» – это история о невесомости и полете фантазии.
«Наш руководитель готовилась более полугода. Оформление, идеи, были у нее в голове. И вот последнее время мы живем только этим и стараемся. Для нас это очень важный конкурс», – говорит танцовщик Театра танца «Альтана» Сергей Курацкий.
«Баллада о матери» на музыку Евгения Мартынова в исполнении дебютантки из Минска Сабины Мунасыповой. Номер всколыхнул весь зал. Его танцовщица поставила сама. Именно это выступление завоевало первую премию конкурса.
«Я даже подумать не могла. Я просто хотела отдаться, чтобы меня поняли. Чтобы я что-то этим номером донесла. И если кто-то что-то понял, то я очень рада», – поясняет победитель национального конкурса Сабина Мунасыпова.
«Для меня балет – это эмоциональное искусство. И лично я могу сказать за себя, что мой выбор был обусловлен, что эта работа вызвала во мне мощнейший эмоциональный отклик», – отмечает сопредседатель жюри Международного фестиваля современной хореографии, художественный руководитель театра «Киев Модерн-Балет» Раду Поклитару.
Итог фестивальных дней – по-прежнему есть чему удивляться, есть чему поучиться. В следующем году, по традиции, в Витебск приедут команды со всего мира, и белорусской школе хореографии предстоит сразиться уже с соперниками из других стран.