Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для фильма «Первого канала», посвященного юбилею Ф.Кастро, Москва, 13 августа 2016 года
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2391729
Вопрос: Отношения Кубы и России переживали разные периоды. Было романтическое восприятие Кубинской революции, потом Карибский кризис, который немного охладил отношения, потому что Ф.Кастро, как нам рассказывали, был все-таки обижен, что его не сильно спрашивали, когда Н.С.Хрущев и Дж.Кеннеди принимали решения. Во время поездки Ф.Кастро в Советский Союз в 1963 г. Н.С.Хрущев постарался загладить эту историю, и отношения стали развиваться более или менее нормально. В 1991 г. выживала Россия и очень сильно выживала Куба. Что происходит сегодня?
С.В.Лавров: Не только сегодня, а на всех упомянутых Вами этапах, наши отношения являлись самоценными. Это были отношения искренней дружбы, стратегического партнерства и, конечно же, огромных симпатий между народами нашей страны и Кубы. Я думаю, что это никоим образом не менялось в связи с колебаниями внешнеполитической конъюнктуры, обострениями на мировой арене, наподобие Карибского кризиса, о котором Вы упомянули. Были, наверное, некоторые взлеты и падения в отношениях между лидерами, в том числе из-за специфических личностных черт лидерства Н.С.Хрущева. Но отношения между народами на протяжении всего этого периода оставались братскими. Наверное, это самое хорошее слово для того, чтобы их охарактеризовать. Безусловно, это продолжается и сейчас.
Когда СССР прекратил свое существование в силу известных событий, Россия сама должна была собраться и понять, как дальше жить, когда вдруг обнаружились многие километры границ с новыми независимыми государствами, казна была пустой, было множество социальных проблем. По мере того, как мы выходили из этого кризисного состояния, начиная с нулевых годов этого века, отношения восстановились. Президент неоднократно посещал Кубу, в очередной раз он был там летом 2014 г., Министр иностранных дел – Ваш покорный слуга – нанес несколько визитов на «Остров Свободы». Вероятно, у кубинцев были какие-то переживания по поводу того, что после исчезновения Советского Союза Куба была не самым главным внешнеполитическим приоритетом Российской Федерации. Но они очень хорошо помнят и с огромным уважением относятся к тому вкладу, который СССР внес в становление кубинской государственности, в развитие кубинской экономики, создание очень солидной социальной базы. На протяжении всех этих лет они очень высоко ценят наше сотрудничество на международной арене, полную солидарность России с Кубой в ее усилиях добиться признания своего права жить так, как хочет жить ее народ.
Вопрос: Подтолкнуло ли каким-то образом Россию к активности на этом направлении возобновление дипломатических отношений Кубы и США в 2014 г.?
С.В.Лавров: Возобновление дипотношений между Кубой и Соединенными Штатами произошло на фоне очень большой активности в российско-кубинских отношениях. Поэтому процесс нормализации отношений между Кубой и США никаким образом не связан с нашей активностью на кубинском направлении. Повторю еще раз, для нас отношения с Кубой по-настоящему самоценны. Мы, безусловно, приветствовали те шаги, которые Вашингтон, в конечном итоге, решил и был вынужден сделать в направлении нормализации отношений с Кубой. Все эти десятилетия, в течение которых существовало эмбарго и запреты практически на любые связи американских граждан с «Островом Свободы», мы добивались, в том числе в ООН того, чтобы американцы прекратили попытку изолировать Кубу. По большому счету, стремление изолировать Гавану привело только к тому, что американцы остались изолированными в этом вопросе. Подавляющее большинство государств мира ежегодно голосовало за то, чтобы это эмбарго было отменено и солидаризировалось с Кубой. Вместе с американцами голосовало три-четыре страны, причем из числа тех, которые никогда не были замечены в осуществлении самостоятельной внешней политики. Поэтому данный шаг я, безусловно, считаю победой кубинского народа. Представьте себе соотношение сил Соединенных Штатов и небольшой Кубы, самой мощной державы мира и страны, которая расположена недалеко от США и которая имеет население и ВВП несопоставимые с размерами любого штата или мало-мальски крупного города США. Тем не менее, кубинцы выстояли, доказали, что они будут реализовывать свое право на выбор пути развития, а мы будем их в этом поддерживать.
Братья Фидель и Рауль Кастро внесли огромный личный вклад в формирование национального характера, генетического кода нации. Мы должны об этом всегда помнить. Я смотрел репортажи с последнего съезда Коммунистической партии Кубы и видел, как принимали Фиделя и Рауля, как новое поколение подтвердило верность этим традициям. Скажу еще раз, эти традиции отнюдь не означают конфронтации с США или с кем бы то ни было еще. Сколько раз я бывал на Кубе, столько поражался, насколько хорошо кубинцы относятся, в том числе к Соединенным Штатам. На острове, в силу известных причин, были в огромном количестве американские раритетные автомобили. С 1950-х гг., когда отношения были полностью разорваны, туда не поставлялись никакие запчасти, но эти автомобили в идеальном состоянии. Маленькие игрушки, воспроизводящие американские раритетные автомобили середины прошлого столетия – один из наиболее популярных сувениров на Кубе. Открытость кубинского народа очень о многом говорит. Это люди, которые не просто живут в какой-то осажденной крепости и ощущают себя обложенными со всех сторон. Нет, это по-настоящему свободный, открытый, добрый и трудолюбивый народ.
Я очень рассчитываю, что шаги Вашингтона продолжатся, потому что самое главное сейчас – это полностью снять торгово-экономическое и финансовое эмбарго. Я считаю, что прибегать к подобным методам давления на целые народы – это позор для нашей цивилизации. Думаю, США должны это осознать. Они расписались в неспособности методами нелегитимного одностороннего давления заставить изменить выбор кубинского народа. Это большое событие.
Вопрос: Позвольте задать вопрос о Ф.Кастро. Когда Вы с ним встречались, было ли ощущение, что Вы встречаетесь с человеком-легендой?
С.В.Лавров: Конечно, безусловно. Я встречался с ним несколько раз. Первый раз в качестве министра в сентябре 2004 г., когда я находился на Кубе с официальным визитом накануне сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда на Кубе были проблемы с электричеством, была какая-то авария, и Ф.Кастро полтора часа в прямом эфире объяснял народу, какие действия предпринимает правительство для преодоления последствий этой аварии. Наша с ним встреча была отложена на пару часов. Поздно вечером, ближе к одиннадцати, мы встретились и провели вместе около полутора часов. Он, если можно так сказать, «функционировал на всю катушку», был бодр, полностью владел ситуацией не только в своей стране, но и в региональных и мировых делах. Такое же погружение в материал, в действительность я обнаружил пару лет назад, когда в очередной раз был с визитом на Кубе. Ф.Кастро, уже отошедший от дел, принимал гостей, равно как принимал Президента России В.В.Путина в июле 2014 г., в своем частном доме, где он живет – очень скромном и небольшом. Он рассказывал нам о том, как глубоко начал разбираться в проблемах, связанных с изменением климата. Было видно, что он горит желанием придумать способы, которые помогут ускорить реализацию мер, направленных на то, чтобы наша планета не потеплела настолько, что многие привычные процессы обрели бы негативные измерения. Надо видеть его глаза – они горят, это глаза молодого, если не сказать юного, чистого и очень убежденного человека. Конечно, физически он уже не тот, что был. Но повторю еще раз, духовные силы у этого человека колоссальные.
Вопрос: Что же есть в Ф.Кастро такого, что принципиально изменив жизнь Кубы под боком могущественного соседа, когда все были против, он столько лет остается именно духовным лидером кубинцев? Он не заставляет их ни концлагерями, ни репрессивными мерами исповедовать те идеи, которые он привнес на Кубу. Что же в нем такого, что он все это держит?
С.В.Лавров: В нем пример для подражания. Он патриот своей страны, верный сын своего народа. Считаю, что он лидер по рождению, который отстаивал право кубинцев жить так, как они сами того пожелают. Он отстоял это право, он вызывает огромное уважение во всем мире. Кубинский народ его боготворит.