Новая жизнь производства АО «Концерн «Калашников» в Ижевске
http://sdelanounas.ru/blogs/82341/
Материал — Михаила Михина (onepamop.livejournal.com)
Впервые мне случилось побывать в Ижевске в 2002 году. В качестве редактора журнала «Хакер» довольно стремительно посетил знаменитый Ижмаш и куда более подробно осмотрел заводской музей ОАО «ИЖмаш», пообщался с заводскими специалистами. От поездки остались двоякие впечатления: с одной стороны, как всякому русскому, посмотреть на производство легендарных «калашей» мне было просто необходимо, с другой же поджидала постперестроечная реальность. Неподготовленного зрителя развернувшиеся картины могли бы и напугать. Тем интереснее было оказаться на оружейном производстве современного «Калашникова» и лично пронаблюдать за изменениями, случившимися за почти 15 лет. На этот раз времени для фотосъёмок и разговоров было больше, что самым благотворным образом сказалось на объёме материалов. Естественно, получить ответы на все свои вопросы никакой возможности не было, но есть немалая вероятность — этот визит в Ижевск был не последним. Стало быть, все желающие могут оставить волнующие вопросы относительно деятельности «Калашникова» прямо в комментариях, а я попробую получить на них ответы непосредственно у специалистов концерна. Единственное пожелание по вопросам — облечь их в корректную форму.
Первая часть фоторепортажа здесь — sdelanounas.ru/blogs/82340/
Несколько кадров из 102-цеха, реорганизация и трансформация которого пока что не завершены.
В основу производства руководство дивизиона пробует внедрить особую философию, позволяющую преодолеть глобальные неблагоприятные факторы, свойственные капитализму, прежде всего — нестабильность.
Из цехов оружейного производства плавно переместились в свежеоткрытый логистический центр концерна «Калашников».
Экскурсию по логистическому центру проводит Фарид Калимулин — начальник бюро в департаменте закупок и логистики.
Единый логистический центр концерна «Калашников» открылся буквально накануне нашего визита. До открытия центра на территории предприятия было 33 обособленных склада, «специализировавшихся» по разным категориям материальных ценностей и удалённых друг от друга на несколько километров. В случае необходимости собрать что-то разнородное для выполнения заказа приходилось гонять технику и людей по разным складам, комплектовать заказ, затрачивая на всё это непозволительно много времени и сил. Ситуация изменилась, теперь всё (за единичными исключениями) хранится «под одной крышей».
В новом складе реализовано климатическое микрозонирование. Такое же зонирование в центре предусмотрено и на предмет соблюдения «режимности» — не каждый работник может попасть в любой уголок центра, иногда для этого требуется отдельный специальный допуск.
В зоне «некатегорийного» хранения складируется всё, что нельзя отнести к какой-то крупной категории — чёрные и цветные металлы, дерево, химия и т. д. Склад «до отказа» не заполнен и при правильной организации хранения заполнен никогда не будет. Такой подход позволит и работу по приёму-выдаче материалов упростить и деньги впустую не замораживать.
Раньше металл мог храниться «навалом» даже на улице, что приводило к появлению ржавчины. Если слой коррозии был невелик, то требовалась дополнительная механическая обработка сырья перед запуском его в работу, но случалось и так, что сырьё портилось безвозвратно — это уже прямые экономические потери. К тому же новый логистический центр позволяет на 100% при приёме и выдаче материалов соблюдать известный принцип FIFO: First In, First Out — «первым пришёл — первым ушёл».
Новый складской комплекс полностью компьютеризирован, за счёт чего удалось значительно сократить поток бумажной документации и отказаться от обычной беготни кладовщиков в бухгалтерию для подписаний и согласований. Каждая ячейка хранения помечена своими штрих-кодами. Это серьёзно ускоряет каждую складскую рабочую операцию и делает прозрачным учёт наличествующих материальных ценностей.
Логистический центр больше не закрывается на инвентаризацию (раньше это регулярно делалось в выходные и праздничные дни), что уже само по себе сокращает риск издержек для предприятия. Хранение сделано адресным, полностью устранены возможные негативные влияния «человеческого фактора»: «забыл», «перепутал», «не того сорта выдал». Компьютеризация изменила количество занятого персонала с 23 до 14 кладовщиков, «сокращённые» люди были переведены на другие участки работы, часть ушла на производство. Изношенная погрузочно-разгрузочная техника была для «Калашникова» отдельной головной болью, сейчас логисты обеспечены новым парком техники. Вот этот боковой погрузчик для работы с чёрным металлом сейчас проходит апробацию в центре, говорят — проявил себя отлично, будет закуплен для работы в «Калашникове».
Перемещаемся в цеха производства спецтехники концерна «Калашников». Нас встречает Вячеслав Бухаров, заместитель директора дивизиона производства спецтехники по развитию.
Из практических наблюдений: даже крупный фотограф примерно вдвое мельче среднего сотрудника концерна «Калашников».
Производство спецтехники — здесь производятся и собираются противотанковые управляемые ракеты комплекса «Вихрь». Такими ПТРК вооружены российские самолёты-штурмовики ОКБ Сухого, боевые вертолёты Ка-50 и Ка-52 и некоторые катера и корабли. Здесь же производятся и комплектующие для «Панциря» — самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) наземного базирования.
На производстве занято немалое количество женщин. Это, конечно, не новость, но в рутинных, конвейерных операциях, например, сборочных, женщины проявляют себя лучше мужчин.
Автотехника приезжает с КАМАЗа на «Калашников» своим ходом, туда же прибывают и контейнеры для оборудования. А уже всю начинку для машин комплекса «Панцирь» (кроме боевых) делают и устанавливают именно здесь. В цехах работают высокоточные станки для мехобработки, сам станочный парк обновлён примерно на 80%. Здесь пошли тем же путём повышения технологичности, что и на оружейном производстве — снизили трудоёмкость многих операций, «спрямили» производственные потоки и получили заметный выигрыш во времени и трудовых усилиях. Экономия. Цеха уже секретные, смотреть на некоторые участки работ — можно, а вот снимать ничего, кроме явно разрешённого, нельзя.
Из цехов производства спецтехники направляемся в столовую.
Желающие могут позволить себе изыски, например, скрасить обед ананасами в сиропе.
Этажом выше рабочая столовая. Особых отличий нет, разве что столы составлены плотнее.
Здесь работникам предприятия предложат несколько вариантов полноценного комплексного обеда по твёрдой цене в 95 рублей. 45 рублей из этой суммы предприятие своим рабочим компенсирует. Столь невысокая стоимость — требование руководства «Калашникова», стремящегося обеспечить своих работников доступным питанием и принципиальная позиция генерального директора Алексея Юрьевича Криворучко. Желающим же питаться самостоятельно и приносить обеды из дома тоже созданы все необходимые условия в специальных комнатах для приёма пищи.
Компот из свежих яблок явно готовят по какому-то особому рецепту.
Наглядная демонстрация меню — как в армейских столовых.
В учебном центре «Калашникова» работает производственный мини-университет.
Сотрудники предприятия имеют возможность получить здесь новые теоретический знания и закрепить их на практике.
Для новых сотрудников предприятия созданы несколько учебных площадок, имитирующих участки реальных цехов.
Воспроизведены все мелочи, позволяющие быстрее адаптироваться на реальном производстве.
Конференц-зал «Калашникова» тоже не простаивал. Там проходило какое-то совещание по безопасности производства.
На этом первую часть истории будем считать завершённой. В следующей части фотоистории: рассказ об оружии главного конструктора Сергея Владимировича Уржумцева и некоторые данные о текущем состоянии дел по проектам 5,45-мм автомата АК-12 (индекс 6П70) и 7,62-мм автомата АК-15 (индекс 6П71), разработанным «Калашниковым» в рамках ОКР «Ратник».