Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Армении Э.А.Налбандяном, Москва, 22 февраля 2017 года
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2656368
Добрый день,
Переговоры с моим коллегой Министром иностранных дел Республики Армения Э.А.Налбандяном были конструктивными, насыщенными и подробными.
Мы обсудили практически весь спектр наших двусторонних отношений. Подробно рассмотрели ход выполнения договоренностей о координации наших действий в международных организациях.
Мы открыли выставку архивных документов, которая посвящена 25-летию установления дипломатических отношений. Это первый шаг в целой череде мероприятий, которые будут посвящены юбилею. Этим документам 3 апреля исполняется 25 лет.
Отношения за эти годы развивались весьма динамично и поступательно. Важные договоренности были достигнуты в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Дополнительный импульс нашему сотрудничеству в материальной области придал недавний визит в Москву Премьер-министра Армении К.В.Карапетяна. Готовим очередную встречу президентов России и Армении. Развивается взаимодействие по линии законодательных органов.
Россия – ведущий внешнеэкономический партнер Армении. Несмотря на волатильность в мировой экономике, объем товарооборота остается достаточно высоким – более 1 млрд.долл.США в прошлом году. Накопленные российские инвестиции составляют около 40 % всех иностранных капиталовложений в Армении. Реализуются крупные совместные проекты в топливно-энергетической, телекоммуникационной и банковской сферах.
Рассмотрели ход выполнения Программы долгосрочного экономического сотрудничества России и Армении на период до 2020 года.
У нас насыщенные гуманитарные связи. В прошлом году прошли масштабные Дни России в Армении, Неделя российского кино, Дни Москвы и Санкт-Петербурга, Дни русского слова. В октябре прошлого года в Ереване состоялся второй молодежный форум Россия-Армения «Общий взгляд в будущее».
Убеждены, что контакты между людьми будут и далее способствовать развитию наших отношений. Хотел бы выразить удовлетворение тем, что с завтрашнего дня вступают в силу изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения, в соответствии с которым граждане России могут посещать Армению по внутренним паспортам.
Рассматриваем Ереван в качестве одного из ключевых партнеров на пространстве СНГ, активного участника всех интеграционных процессов. Будем продолжать взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза, ОДКБ, СНГ. Согласовали конкретные шаги по развитию нашего взаимодействия и координации на «площадках» ООН, ОБСЕ, ОЧЭС, в Совете Европы и в других многосторонних форматах.
Обменялись мнениями о ситуации в Закавказье, включая нынешнее состояние дел в нагорно-карабахском урегулировании. Россия выступает за то, чтобы продолжать искать взаимоприемлемые развязки этого конфликта в полном соответствии с теми документами, которые за последние годы подписывались с участием президентов Армении, Азербайджана и руководителей трех стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ – России, США и Франции.
В целом я убежден, что переговоры будут способствовать дальнейшему развитию наших дружеских союзнических отношений.
Вопрос: Сейчас урегулирование нагорно-карабахского вопроса затормозилось. Для нас очевидно, что это торможение связано с той неконструктивной позицией, которую занимает азербайджанская сторона. Там же предпочитают винить в этом переговорщиков. В частности, они обвиняют в бездействии Минскую группу ОБСЕ и всячески стараются сменить формат переговоров, пытаются перенести его на парламентские уровни. Как Вы думаете, может ли смена формата способствовать ускорению решения карабахского вопроса?
С.В.Лавров: Если мы действительно привержены принципиальным договоренностям о необходимости искать общеприемлемые решения, то, по моему глубокому убеждению, альтернативы нынешнему формату работы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ не существует. В пользу этого неоднократно высказывались и руководители Азербайджана и Армении в тех документах, под которыми стоят их подписи, либо которые они совместно принимали. За сохранение лидирующей роли «тройки» сопредседателей не раз выступали и все члены ОБСЕ.
Сопредседатели не бездействуют, я не могу так квалифицировать то, что сейчас происходит в рамках этой «тройки». В трехсторонних документах, которые регулярно распространялись в качестве официальных документов ОБСЕ, сопредседатели поддерживали ускорение и активизацию переговорного процесса. В последнем таком документе, который был принят «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, очень четко подчеркнута недопустимость применения силы для урегулирования тех или иных ситуаций, включая урегулирование нагорно-карабахской проблемы, недопустимость воинственной риторики и необходимость полной реализации договоренностей, достигнутых на саммитах с участием президентов Азербайджана и Армении в Вене и в Санкт-Петербурге с участием также Президента России В.В.Путина. Эти документы открытые, они абсолютно недвусмысленно говорят о необходимости работать в этом формате и в русле тех принципов, которые были согласованы сторонами при поддержке сопредседателей.
Вопрос: Как сопредседатели Минской группы ОБСЕ собираются претворять в жизнь выполнение всех уже озвученных здесь договоренностей, когда Азербайджан фактически отказывается соблюдать их?
Прокомментируйте, пожалуйста, попытки Азербайджана по закрытию офиса ОБСЕ в Ереване.
С.В.Лавров: Что касается дискуссий, которые идут в ОБСЕ, относительно офиса этой организации в Ереване, нам его судьба небезразлична. Мы в принципе всегда поддерживаем принцип, согласно которому страновые бюро, офисы открываются в соответствии с пожеланием соответствующего государства-участника ОБСЕ. В данном случае, нам это тем более небезразлично, потому что это бюро возглавляется российским гражданином.
Что касается конкретных программ, которыми занимаются те или иные офисы в той или другой стране, то, конечно, эти программы должны отвечать принципам ОБСЕ и не должны вызывать каких-то сомнений, подозрений в том, что так оно и есть. В данном случае у наших азербайджанских коллег возникли вопросы. Сначала германское председательство, потом уже в этом году австрийское председательство, активно занимались тем, чтобы эти вопросы снять. Как мне кажется, последние предложения, которые подготовило австрийское председательство, решает все возникающие проблемы. Надеюсь, к нему можно будет вернуться в ближайшее время и что оно поможет преодолеть эту нынешнюю, не очень хорошую для ОБСЕ ситуацию.
Что касается вопроса о том, как сопредседатели планируют претворять в жизнь имеющиеся договоренности, то у сопредседателей нет иного выхода, кроме как политико-дипломатические средства. Мы будем продолжать вместе с нашими французскими и американскими партнерами активно продвигать шаги, позволяющие создать оптимальные условия для проведения конструктивных переговоров, которые разрядили бы не самую лучшую, эмоциональную атмосферу, царящую вокруг НКУ, и рассматривать за столом переговоров конкретно те предложения об урегулировании этого конфликта, которые продвигала, как вы знаете, российская сторона и которые активно поддерживаются американским и французским сопредседательством.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать заявление Президента США Д.Трампа о том, что следует создать «зоны безопасности» в Сирии, которые, по его словам, должны быть оплачены странами Залива?
С.В.Лавров: Мы затрагивали эту тему в ходе моей встречи с Государственным секретарем США Р.Тиллерсоном в Бонне 16 февраля «на полях» министерской встречи «Группы двадцати». Американская сторона сообщила, что эта концепция сейчас находится в проработке. Будем ждать дополнительных уточнений. Мы исходим из того, что подобного рода инициативы должны учитывать реальную ситуацию «на земле» в Сирии, где работают многие игроки, если можно так выразиться, как своими сухопутными силами, так и в воздушном пространстве Сирии. Разумеется, мы будем выступать за то, чтобы любые инициативы подобного рода, которые касаются сирийской территории, согласовывались с Правительством САР, иначе будет не очень просто реализовывать эти или иные шаги. Также мы исходим из того, что инициатива о «зонах безопасности», которую предложили наши американские коллеги, обусловлена необходимостью создания условий для того, чтобы люди, которые временно покинули свои жилища, могли находиться где-то в безопасности, не подвергаться рискам, отправляясь в не очень понятные в перспективном плане путешествия. Наверное, эта инициатива также преследует цель создания условий для сокращения потока мигрантов, который все больше волнует страны Европы и США. Обозначив наше понимание того, о чем может идти речь, ожидаем уточнения со стороны Вашингтона. По большому счету мы готовы рассматривать и другие предложения касательно нашего взаимодействия в Сирии. В этой связи рассчитываем, что, как говорили Президент США Д.Трамп и официальный представитель Белого Дома, США заинтересованы в сотрудничестве с нами по урегулированию сирийского кризиса. Конечно, это включает в себя непримиримую борьбу с ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусрой» и политический процесс.
Вопрос: Завтра будет встреча в Женеве, на которую, как известно, не пригласили некоторых представителей оппозиции: движение платформы «Хмеймим» и курдов. На Ваш взгляд, является ли это неким тормозом на пути урегулирования ситуации в Сирии?
С.В.Лавров: Как вы знаете, наша инициатива по формированию площадки в Астане была призвана стимулировать наших ооновских коллег к более активному выполнению своего мандата. Завтра в Женеве, в т.ч. благодаря стимулу, который был послан встречами в Астане, возобновляются переговоры под эгидой ООН. Мы обеспечили в целом конструктивный, приемлемый подход к составу участников. Там будут представлены группы, которые были в свое время сформированы на встречах в Каире, Москве и Эр-Рияде. Будут представлены отряды вооруженной оппозиции, которые участвуют во встречах на площадке Астаны и подписали соответствующие соглашения о прекращении огня с Правительством САР.
Действительно, состав участников Женевской встречи мог бы быть и шире. Вы упомянули, в частности, курдов. Мы последовательно выступаем за то, чтобы выполнять решения Совета Безопасности ООН и обеспечивать представительство всего спектра оппозиции. Без курдов этого не обеспечить. Мы понимаем, что есть определенные сложности в позиции тех или иных внешних игроков. Тем не менее, я не думаю, что нынешний состав женевских переговоров будет серьезным тормозом на пути сирийского мирного процесса. Там достаточно гораздо более серьезных тормозов. Тем не менее, это шаг в правильном направлении. Конечно, на последующих этапах нельзя будет обойтись без представительства всего спектра оппозиции, включая сирийских курдов.
Вопрос: Обсуждали ли Вы в ходе телефонного разговора с Вашим американским коллегой Р.Тиллерсоном вопрос сотрудничества с Россией и какие-то конкретные шаги в ходе сирийского урегулирования? Может быть, в частности, освобождение Ракки?
С.В.Лавров: Мы не обсуждали сирийскую тему или какие-либо другие сущностные вопросы. Обо всем этом мы говорили в Бонне 16 февраля. Вчера Государственный секретарь США Р.Тиллерсон звонил исключительно для того, чтобы выразить свои личные соболезнования в связи с трагической смертью В.И.Чуркина. Он произнес очень теплые слова в духе тех соболезнований, которые поступили от Президента США Д.Трампа.