25.09.2017
В предыдущих материалах этой серии мы опубликовали фрагменты из истории великих туркменских держав и знаменитых городов, вошедших в тематическую канву масштабной по замыслу композиции, представленной на церемонии открытия V Азиады.
Это – столица великой Парфянской империи, расположенная на территории Ахалского велаята, историческая область Дехистан в Балканском велаяте, столица Хивинского ханства Куняургенч в Дашогузском велаяте и один из ключевых городов на Великом Шёлковом пути Амуль в Лебапском велаяте.
По сюжету театрализованной постановки из этого торгового города, известного своими богатствами на весь Восток, караван с купцами отправился в дальний путь, который приведёт их сквозь время и пространство в другие края и иные эпохи – в древнюю страну Маргуш.
Столица Маргуш – Гонур-депе: город царей и богов
Гонур-депе – столица древней Маргуш, называемой в греческих и римских летописях Маргианой, – не просто крупнейшее в Центральной Азии поселение эпохи бронзы (конец III – середина II тысячелетия до н.э.). Это ещё и яркий символ глубочайших корней туркменского народа, чьи далёкие предки создали такую высокую культуру, что учёные всего мира согласились: страна Маргуш, центром которой был Гонур-депе, наряду с Древним Египтом, Индией, Китаем и Месопотамией, является одним из пяти первоначальных очагов мировой цивилизации, где скрещивались торговые и культурные международные связи.
Достижения маргушцев в архитектуре и изобразительном искусстве, уровень их ремесленного производства, созданная ими политическая система и религиозная доктрина ставят их в число передовых народов Древнего Востока, открывших пути дальнейшего прогресса человечества.
Гонур-депе – это целый археологический парк в сердце одной из величайших пустынь – Каракумы и самое большое из более трёхсот поселений в древней дельте реки Мургаб. Археологи выяснили, что город возник в 2300-2250 годах до н.э. и просуществовал около 600-800 лет. Только центральная часть монументальных сооружений гонурского комплекса занимала к тому моменту, когда его оставили люди (середина II тыс. до н.э.), около 25 гектаров…
Во время театрализованной постановки на Олимпийском стадионе Ашхабада эпизод с Маргианой начался с того, что на поле появились контуры раскопок гигантского города древности Гонур-депе, а затем – реконструированные учёными городские постройки…
В ходе археологических исследований был обнаружен также некрополь на площади в 10 гектаров. Погребальные предметы и ювелирные украшения похороненных здесь людей поражают своим великолепием. Это высокохудожественные изделия из камня, металла, слоновой кости и, конечно, глины, которая служила сырьём для умелых гончаров и скульпторов, создавших тончайшие керамические сосуды изысканных форм и фигурки божеств языческого пантеона.
Все эти бесчисленные предметы, сопровождавшие обитателей Гонура, сегодня являются экспонатами нескольких музеев Туркменистана, а их дома, царский дворец и святилища вокруг него стали объектами Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». Антрополог Н.А.Дубова, много лет проработавшая на раскопках Маргианы и исследовавшая более 600 погребений, пришла к выводу о высоком жизненном уровне населения Гонур-депе.
С тех пор, как в 1974 году легендарный археолог Виктор Сарианиди вместе с туркменскими коллегами нашёл Гонур и начал здесь раскопки, которые продолжаются до сих пор, тысячи людей успели побывать на руинах ранее совершенно неизвестного древневосточного царства. Это паломничество возрастает из года в год, потому что все, кого волнует история, хотят увидеть своими глазами поистине фантастический город, ещё недавно затерянный в Каракумах, а теперь, через четыре тысячи лет, явивший миру следы величия своей уникальной культуры.
На исходе III тысячелетия до н.э. вдоль многоводных протоков старой дельты реки Мургаб одно за другим стали вырастать поселения земледельческих племён, которые пришли сюда в ходе массовых миграций, происходивших в ту эпоху. За две тысячи лет до Великого переселения народов в средневековой Европе нечто подобное происходило и на просторах Азии. В этот живой поток оказались втянуты и жители старых прикопетдагских оазисов. Оценив преимущества благодатной, но никем ещё не освоенной земли на Мургабе, они стали строить здесь свои дома и святилища.
Другие пошли ещё дальше, заселив берега Амударьи, где одновременно со страной Маргуш (Маргианой) возникло царство Бахди или Бактрия, как её называли древние греки. Правда, все эти названия условные, появившиеся через несколько веков после того, как цивилизация эпохи бронзы уже перестала существовать. Но четыре тысячи лет назад, когда она ещё процветала, это были две области одного государства, название которого, возможно, сохранили клинописные тексты Месопотамии: в них фигурирует загадочная страна Мархаши, чьё местонахождение шумеры указывали в направлении Мургаба и Амударьи.
Археологи не нашли никаких различий в культуре двух крупных оазисов, между которыми лежит путь через пески и степи протяжённостью всего 400 километров – для каравана двугорбых верблюдов-бактрианов, обитавших здесь в ту пору, это одна неделя пути. В науке уже прочно утвердилось предложенное Виктором Сарианиди понятие «Бактрийско-маргианский археологический комплекс», и аббревиатура БМАК почти вытеснила принятое ранее на Западе определение «Цивилизация Окса», в котором использовано позднее античное название одной лишь Амударьи, тогда как роль Мургаба в сложении этой цивилизации не менее важна.
Благодаря трудолюбию маргушцев плодородные земли стали приносить большие урожаи пшеницы и ячменя. Продовольственное изобилие создало условия для развития архитектуры, изобразительного искусства, различных ремёсел и привело к невиданному прежде подъёму духовной жизни общества. Появились новые религиозные доктрины, отголоски которых можно видеть в раскопанных храмах Маргианы, в бесчисленных сюжетах на каменных, серебряных и бронзовых печатях и амулетах, дошедших до наших дней…
Кстати, в театрализованной постановке, показанной на Олимпийском стадионе во время церемонии открытия Игр «Ашхабад 2017», появляются молодые воины с щитами, поверхность которых изображала круглые печати, обнаруженные археологами в Маргуш…
Сначала маргушцы стали осваивать северную окраину дельты, где выросли не только посёлки, состоящие из простых глинобитных жилищ, но и небольшие крепости – усадьбы местной аристократии, а также храмы. В последние века III тысячелетия до н.э. в северной части дельты сложился самостоятельный ирригационный оазис, именуемый ныне Келлели. Одновременно с его обустройством строился и главный город страны Маргуш. Расположение столицы в замковой части реки далеко не случайно: именно отсюда легче всего было распределять и контролировать подачу воды поселению к северу от Гонура…
Её главным источником была полноводная в те времена река Мургаб. В представлении на церемонии открытия V Азиады, на поле Олимпийского стадиона выходят многочисленные девушки с кувшинами и черпают воду из реки, давшей жизнь великому городу…
Значение, которое гонурцы придавали строительству своего города, не ограничилось выбором удобного местоположения, оно прослеживается и в общей его планировке. В самом центре они возвели огромную крепость с мощными оборонительными стенами, усиленными прямоугольными башнями. Внутри крепости построили сложный по планировке дворец, предназначенный для правителя и его семьи. С этой целью древние строители выбрали естественную возвышенность, и главная цитадель стала господствовать над окружающей равниной, занимая стратегически наиболее выгодную точку.
Со всех четырёх внешних фасадов крепости гонурцы построили четыре монументальных сооружения: «Храм огня», «Храм жертвоприношений», «Храм воды» и «Царское святилище». Но с таким явлением археологи столкнулись впервые, чтобы правитель имел не один дворец, а сразу четыре, находящихся в непосредственной близости. Поэтому учёные назвали эти сооружения «Дворцово-храмовый комплекс». И как утверждал В.И.Сарианиди, правитель мог посетить все четыре дворца, не выходя наружу – через подземные коммуникации.
Все четыре дворца также находились под защитой общей оборонительной стены. На северной стороне, кроме того, обнаружились остатки архитектурного комплекса, связанного с коллективными трапезами – традиции, которая дошла до наших дней в виде «садака» и «худай ёлы».
Раскопан также обширный водоём с южной стороны дворца и царским некрополем на его побережье. Весь этот сложный дворцово-храмовый комплекс гонурцы окружили очень длинной кирпичной стеной. Она слишком тонка, чтобы быть оборонительной: скорее, стена понадобилась для того, чтобы условно отделить район «особого назначения» общей площадью около 10 гектаров от кварталов рядовых жителей.
Совершенно очевидно, что весь этот гигантский дворцово-храмовый комплекс был спланирован заранее и представлял собой самый настоящий «царский город», предназначенный для местной элиты. Как и во дворцах Месопотамии, здесь можно увидеть где располагались частные покои, комнаты для приёмов с большим залом и служебные помещения. Здесь также совершались различные культовые церемонии, связанные с верованиями маргушцев.
Как известно, небольшими монархиями Древнего Востока обычно управлял царь-жрец, совмещавший административную власть с функциями первосвященника. Такая же ситуация, скорее всего, была и здесь. Но едва ли где ещё в этой части древневосточного мира в то время существовал столь же сложный архитектурный ансамбль с таким многообразием планировочных приёмов!
Чего стоит великолепное знание строителями гонурских зданий основ астрономии и геометрии, ведь в ряде случаев осевое направление их внешних стен по странам света почти такое же точное, как если бы у них был современный компас, а прямые углы помещений поражают правильностью своей конфигурации. Есть на территории комплекса и два загадочных объекта: это так называемые песчаные комнаты, полностью заполненные барханным песком и служившие платформами для самых высоких точек всего ансамбля. Их использование в качестве площадок, откуда велись астрономические наблюдения, игравших огромную роль в жизни древних земледельцев, представляется наиболее вероятным.
Гонурский дворец, построенный гораздо ранее дворцов Вавилона и Ассирии, снабжён системой керамических труб, служивших водопроводом и канализацией. Раскопки этого города продолжались сорок лет, и параллельно велась масштабная работа, цель которой – спасти и сохранить древний архитектурный комплекс для будущих поколений. Эта задача стала частью государственной программы по дальнейшему изучению и консервации неповторимого ансамбля, раскрывшего ещё далеко не все свои тайны.
Великий город древности Гонур-депе – не погиб.
Его не разорили враги. Он не превратился в пепел от пожарищ. Его не разрушили природные катаклизмы.
Город оставили люди. Оставили таким, каким он был, покинув эти края.
Некогда полноводная река Мургаб питала эти земли жизнью. Но русло Мургаба было неустойчивым из-за того, что река не впадала в море или большое озеро. Поэтому она из-за вращения Земли медленно мигрировала на Запад.
Об этом свидетельствуют исследования туркмено-итальянской археологической экспедиции, на протяжении нескольких лет изучавшей старую дельту Мургаба, в том числе и с помощью аэрокосмических методов.
Какое-то время маргушцы умудрялись жить, протягивая от основного русла реки каналы и арыки. Но когда это стало невозможно, они, взяв необходимые вещи, ушли, оставив город.
Он остался таким, каким был. Поэтому Гонур-депе является уникальным для археологической науки. Учёные здесь находят дома, кухонную утварь, оставленную маргушцами, кувшины с пшеницей, солью…
Никто не верил, что, как когда-то считалось, в безжизненных Каракумах могут быть цветущие города. Однако, знаменитая Международная научная конференция «Древняя Маргиана – новый центр мировой цивилизации», которую в ноябре 2006 года открывал нынешний Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, стала настоящей сенсацией. Тогда учёные с мировым именем, признав Маргуш одним из центров мировой цивилизации, пришли к выводу, что им необходимо пересмотреть уже устаревшие взгляды на историю человечества…
Гонур-депе уже стал признанным туристическим объектом. Многие едут в Туркменистан, зная, что среди его многочисленных достопримечательностей есть древний город, который учёные не без оснований называют пятым центром мировой цивилизации. Они должны увидеть всю масштабность строений предков туркмен, которые в столь далёкие от нас времена были умелыми строителями, тонкими мастерами-ювелирами, керамистами и скульпторами.
Сегодня, когда Туркменистан известен в мировом сообществе как стабильное, миролюбивое и экономически сильное государство, его богатейшее историко-культурное достояние становится тем брендом, с которым страна открывается миру. В XXI веке Гонур-депе выходит из тени забвения, став одним из ярких символов неразрывной связи времён, преемственности поколений и общечеловеческой ценности всемирного культурного наследия.