Афганистан как база НАТО у южных границ СНГ
https://www.fondsk.ru/news/2017/11/11/afganistan-kak-baza-nato-u-juzhnyh-granic-sng-45012.html
Военное присутствие НАТО в Афганистане принимает более высокий профиль: принято решение об увеличении количества военнослужащих НАТО в Афганистане с 13 до 16 тысяч человек. Этим решением, пишет иранист Николай Бобкин, «перспективы вывода иностранных войск отодвигаются на неопределённый срок». Мирный процесс в стране остановлен, но позиция президента США «состоит в том, чтобы американские войска и их союзники оставались в Афганистане. У тех, кто оккупировал Афганистан в 2001 году, политического решения афганского кризиса нет. Они это решение и не ищут».
Уходить из Афганистана Североатлантический альянс не планирует. Больше того: НАТО постепенно включает территорию Афганистана и его вооружённые силы в свою структуру. Военная стратегия Афганистана, о разработке которой заявил в апреле 2016 года президент Ашраф Гани, обсуждалась в том же году на саммите НАТО в Варшаве. На занятых американской армией авиабазах в Афганистане могут быть размещены ракетные комплексы, стратегические бомбардировщики, это могут быть и базы развёртывания крупной войсковой группировки.
Официальной целью присутствия войск НАТО, которые сейчас не участвуют в Афганистане в боевых действиях, являются «обучение и консультирование представителей афганских силовых структур». Однако «обучение» и «консультирование» проходят таким образом, что военная победа афганских национальных сил безопасности (АНСБ) над вооружёнными силами талибов остаётся недостижимой. Война в Афганистане, которая приняла характер гражданской, продолжается 16 лет, и конца ей не видно.
6 ноября в Москве прошёл круглый стол по итогам первого российско-афганского диалога экспертов. Комментируя негативную динамику развития ситуации в Афганистане, директор Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николай Плотников отметил, что от 60 до 70% территории этой страны «либо контролируется антиправительственными группировками («Талибан», «Исламское государство» и др.), либо там происходят военные столкновения этих группировок друг с другом или с правительственными войсками». А войска НАТО пока отсиживаются в южном Афганистане, оставляя боевикам север страны, примыкающий к границам с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. И в последнее время точечные прорывы боевиков к границам с бывшими советскими республиками участились.
«Консультации России с Соединёнными Штатами и НАТО по афганской ситуации полностью прерваны, – говорит Н. Плотников. – Возникает впечатление, что они [натовцы. – А.Б.] вообще против такого сотрудничества, которое, видимо, мешает реализации текущих и перспективных задач натовской стратегии в этом регионе».
Впечатление совершенно верное. Как заявил 9 ноября в Брюсселе российским журналистам постоянный представитель РФ при Североатлантическом альянсе Александр Грушко, в центре усилий НАТО «лежит задача противостояния с Россией». По его словам, речи о проектах сотрудничества России и НАТО в Афганистане больше не идёт; саммиты НАТО в Варшаве и Уэльсе «поставили шлагбаум перед любыми проектами практического сотрудничества» России и альянса. Это касается, в частности, проекта обучения специалистов по борьбе с наркотиками для Афганистана, Центральной Азии и Пакистана. По словам российского постпреда, такой отказ альянса от сотрудничества «трудно охарактеризовать иначе как выстрел себе в ногу, поскольку все страны НАТО страдают от наркотической угрозы из Афганистана».
Согласно докладу Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) за 2009 год, «ещё ни одна страна в мире, кроме Китая середины XIX века, не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан». В 2000 году «Талибан» полностью запретил выращивание опиумного мака, что привело к резкому снижению экспорта опиума из страны. Однако после свержения американцами режима талибов начался стремительный рост площади маковых посевов. На данный момент в Афганистане производится более 90% опиума, поступающего на мировой рынок. И по данным российско-афганской экспертной группы, в Афганистане в текущем году ожидается максимальный урожай опиумного мака за последние 5 лет. Весь поток этого зелья пойдет через территории СНГ.
«География военной и террористической активности боевиков в стране расширяется, – говорит Дафар Спанта, глава консультативного совета Афганского института стратегических исследований и советник по вопросам безопасности Исламской республики Афганистан. – Так, в примыкающем к Ирану и Туркменистану Гератском районе в середине 2016–начале 2017 гг. было относительно спокойно, но вскоре и он оказался вовлеченным в операции боевиков. А в НАТО едва ли планируют активно действовать против терроризма в этом районе».
Обострение ситуации в районе Герата и в целом в северо- и западно-афганском приграничье обусловлено также борьбой вокруг проекта газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). Среди инициаторов этого газопровода был и «Талибан», стоявший у власти в Афганистане в 1996-2001 годах, до американского вторжения. «Пока проект реализуется в основном в Туркменистане, – отмечает Д. Спанта. – Но стратегическая роль установления контроля за афганским коридором для этих поставок сознаётся всеми, в том числе западными державами и террористическими группировками в Афганистане».
Что касается линии администрации США в Афганистане, то о её «плавающем» характере можно судить по двум прямо противоположным высказываниям Дональда Трампа – до и после его избрания президентом США. До избрания: «Деньги нужно тратить на нашу страну, а не какую-либо другую. Пора уходить из Афганистана. Мы уже потратили миллиарды и миллиарды долларов, и что куда важнее – тысячи и тысячи жизней, не говоря уже обо всех юношах и девушках, которые возвращаются после войны домой и не могут найти себя. Пора уходить, давайте покончим с этим». И после избрания: «Наши войска [в Афганистане] будут сражаться ради того, чтобы победить. Мы будем сражаться ради победы. Отныне понятие «победа» получает, наконец, четкое определение: мы будем атаковать наших врагов, уничтожим ИГ, сокрушим «Аль-Каиду», помешаем «Талибану» захватить Афганистан и предотвратим массовые террористические атаки против Америки».
Шаг за шагом Афганистан постепенно превращается в самую большую – во всяком случае, в Азии – военную базу НАТО, действующую на бессрочной основе.