С 16 сентября 2019 года данная версия сайта не актуализируется!
Поддерживается только в качестве архива!
Новая версия сайта находится по адресу e-cis.info


Азербайджан
Баку
18:52

Армения
Ереван
18:52

Беларусь
Минск
17:52

Казахстан
Нур-Cултан
20:52

Кыргызстан
Бишкек
20:52

Молдова
Кишинев
17:52

Россия
Москва
17:52

Таджикистан
Душанбе
19:52

Туркменистан
Ашхабад
19:52

Узбекистан
Ташкент
19:52

Украина
Киев
17:52

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная страница
Сайт Исполкома СНГ
Направления сотрудничества
О Содружестве
Органы СНГ
Выборы и референдумы
Информагентства стран СНГ
Наши партнеры
Контакты





Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств

Реестр подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ
Перечень конкурентноспособной продукции государств – участников СНГ


ПОИСК ПО САЙТУ
ШОС и Азиатско-Тихоокеанский регион

"Стройка века" и ее архитекторы

29.11.2011 Кирилл Барский, национальный координатор Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества, посол по особым поручениям
"Стройка века" и ее архитекторы

В то время как центр тяжести мировой экономики уверенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, геополитический ландшафт самого региона тоже меняется. После вступления США и России в механизм Восточноазиатских саммитов этот форум выдвигается на передний план региональной политики. Для того чтобы влиться в атээровскую «семью», ШОС необходимо укреплять взаимодействие с АСЕАН, АРФ, ЭСКАТО и присоединиться к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.

Век Азии и "море будущего"

Если ХХI веку действительно суждено стать «веком Азии», а Тихому океану предначертано сыграть в истории человечества роль «моря будущего», какую играли для античного мира Средиземное море, а в новейшее время – Атлантический океан, то значение региональной экономической интеграции в АТР и сопутствующих ей дипломатических усилий по налаживанию многостороннего сотрудничества в регионе трудно переоценить. В этом смысле работы по выстраиванию новой, более совершенной региональной архитектуры, которая разворачивается сейчас в АТР, можно считать «стройкой века».

Уже не вызывает сомнений, что именно регион Азии и Тихого океана, куда, по сути дела, переместился центр мирового финансового, экономического и инновационного развития, все в большей степени определяет геополитическую расстановку сил. В том, что происходит сегодня в АТР, безошибочно угадываются контуры нового миропорядка, просматривается будущий облик системы глобального управления в условиях становления полицентричного мира.

Стремительно меняется и сам регион. Под воздействием глобальных мегатенденций и логики внутрирегионального развития в АТР начался давно вызревавший процесс переформатирования региональной архитектуры. Азия преобразилась, расширились ее геоэкономические границы, мощное ускорение получила экономическая интеграция. Все это требует соответствующего политического «оформления».

С другой стороны, между ключевыми «игроками» развернулась еще более острая конкуренция: экономическая – за рынки, активы, ресурсы, источники инвестиций – и политическая – за благоприятные условия развития, гарантии безопасности, международный авторитет, за влияние на параметры будущей архитектуры и за место в ней. Эту конкуренцию необходимо удерживать в рамках цивилизованного общения, а общие для всех стран региона проблемы – решать сообща.

Поэтому неслучайным является наблюдающееся в последние годы утверждение в политической жизни АТР коллективных начал, активизация деятельности многосторонних региональных объединений, начавшийся поиск оптимальной модели обустройства региона. Проблема в том, что воцарившаяся в АТР реальная многополярность пока не нашла отражения в политических построениях, еще далеких от совершенства и не вполне адекватных задачам сегодняшнего дня.

За последние десять лет было предпринято немало попыток нащупать решение этой непростой задачи. В июне 2008 г. тогдашний премьер-министр Австралии К. Радд выступил с инициативой создания к 2020 году Азиатско-Тихоокеанского сообщества как зонтичной структуры для рассмотрения всего комплекса взаимосвязанных региональных вопросов – от конфликтного урегулирования до защиты окружающей среды. В сентябре 2009 г., выступая на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Ю. Хатояма, занимавший в то время пост премьер-министра Японии, предложил создать Восточноазиатское сообщество, которое объединяло бы различные механизмы регионального сотрудничества в области торговли, инвестиций, финансов, образования, экологии, чрезвычайного реагирования и поощряло движение региона в направлении большей интеграции.

Эти инициативы не нашли поддержки у стран региона, и на это были свои причины. Главная состояла в том, что предлагавшиеся концепции при всей их креативности и амбициозности не несли в себе выверенного баланса между политикой и экономикой и не предлагали решений, которые удовлетворяли бы всех «игроков».

Не увенчалась успехом и попытка США создать с Китаем механизм «Большой двойки». Вскоре после выдвижения Вашингтоном этой инициативы стало ясно, что в Китае не согласны на комбинацию, в которой Пекин окажется в роли «младшего партнера».

Азиатско-Тихоокеанскому региону с его контрастами и проблемами нужна многомерная, многослойная архитектура безопасности и развития, которая основывалась бы на началах коллективности, равноправия и транспарентности, на общепринятых принципах международного права. Эффективность будущей архитектуры, отмечал в своей статье, посвященной проблемам АТР, заместитель министра иностранных дел России А. Н. Бородавкин, может быть обеспечена только тогда, когда в регионе не будет разделительных линий, а учет интересов всех государств станет нормой региональной жизни.

ВАС выходит на авансцену

Состав «союза архитекторов», которые взвалят на свои плечи нелегкую ношу проектирования и строительства оптимальной архитектуры безопасности в АТР, похоже, определился в 2010 году. Поворотным пунктом можно считать решение о подключении к механизму Восточноазиатских саммитов (ВАС), созданному в 2005 г. странами-членами АСЕАН и их шестью партнерами (КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия), еще двух стран, без участия которых обсуждение любых вопросов региональной жизни было бы неполноценным, – России и США.

19 ноября нынешнего года на индонезийском острове Бали состоялся очередной, уже 6-й по счету Восточноазиатский саммит (ВАС). Но этот саммит отличается от всех предыдущих. Он знаменателен тем, что на этот раз впервые в истории вместе собрались лидеры всех ведущих государств АТР для того чтобы обсудить насущные вопросы региональной политической жизни. Участие во встрече Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Президента США Б. Обамы – решение об этом было принято еще год назад – придало разговору совершенно иное качество.

Вопросы подготовки 6-го Восточноазиатского саммита обсудили 22 июля с. г. министры иностранных дел стран-участниц ВАС. В принятом по итогам этих министерских консультаций Заявлении председателя, в роли которого выступал мининдел Индонезии М. Наталегава, подчеркивается, что ВАС не просто «остается важным компонентом эволюционирующей региональной архитектуры и способен и впредь содействовать поддержанию и продвижению стабильности, мира и процветания в регионе»; его значение возрастает. В этой связи министры сошлись во мнении, что ВАС необходимо укреплять, с тем чтобы он мог вносить еще больший вклад «в решение региональных проблем и извлечение выгод из имеющихся возможностей, основываясь на международном праве, глобальных нормах, общепризнанных ценностях, общих подходах и правилах».

Принципиально важным здесь является приемлемость ВАС как диалоговой площадки для всех вовлеченных стран. Асеановцы рады предложить свои организаторские услуги партнерам по региону, что укрепляет роль Ассоциации в региональной политике. Россия и Китай зафиксировали свою общую позицию в Совместном заявлении по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам, принятом по итогам официального визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию 16–18 июня с. г.: «Стороны придают особое значение механизму Восточноазиатских саммитов как важному форуму, объединяющему государства АТР». В Заявлении выражено намерение Москвы и Пекина укреплять роль ВАС как основной площадки стратегического диалога с участием лидеров государств АТР в интересах развития региона и поддержания в нем безопасности.

Готовы к диалогу в формате ВАС и в Вашингтоне, где его считают отнюдь не рядовым образованием. Это подчеркнула во время своего пребывания на Бали в июле этого года госсекретарь США Х. Клинтон: «Сообщество наций, представленное здесь сегодня, – это действительно важные лидеры в деле парирования глобальных угроз, с которыми все мы сталкиваемся».

Расширение ВАС обусловило его выдвижение на авансцену происходящих в АТР процессов. Изменится и повестка дня ВАС. До сих пор вопросы действительно стратегического значения, заслуживающие рассмотрения на встречах лидеров, в рамках ВАС не обсуждались. Теперь решено дополнить прежний перечень вопросов, выносившихся на Восточноазиатские саммиты, проблематикой безопасности.

Первой с таким предложением выступила в 2010 г. Россия. Выступая на 5-м Восточноазиатском саммите в Ханое в качестве гостя председателя, глава российского внешнеполитического ведомства С. В. Лавров обратил внимание на то, что проблематика безопасности в АТР пока рассматривается фрагментарно, в основном применительно к отдельным субрегионам. Такие вопросы, как нераспространение ОМУ, повышение военной транспарентности, меры доверия, «разбросаны» по различным диалоговым площадкам. ВАС, рассуждал министр, представляется тем объединением, которое могло бы взять на себя задачу консолидации региональной повестки дня в сфере безопасности, налаживания стратегического диалога для ее продвижения во всех аспектах. Ведь безопасность по своей сути неделима, и для ее обеспечения необходим комплексный, системный подход. Партнеры с этими аргументами согласились.

Другими словами, в АТР складывается новая ситуация. Она позволяет рассчитывать на то, что на смену существующей ныне «архитектуре небезопасности», характеризующейся отсутствием надежных дипломатических механизмов решения военно-политических проблем, сонмом острейших вызовов и угроз и наличием нетранспарентных узкоформатных военных альянсов, участники которых эгоистично заботятся только о собственном спокойствии в ущерб безопасности других, придет подлинно многополярная и эффективная система региональной стабильности, сотрудничества и развития.

ШОС как азиатско-тихоокеанская организация

ШОС чутко реагирует на изменения региональной обстановки. В Астанинской декларации десятилетия, принятой на состоявшемся в июне этого года саммите организации, главы ее государств-членов подчеркнули, что ШОС выступает за поддержание в АТР мира, стабильности и процветания, и единодушно высказались в пользу формирования открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на нормах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех стран. Одновременно они с удовлетворением констатировали, что «за десять лет, прошедших с момента создания ШОС, Организация стала важным элементом формирующейся в АТР партнерской сети многосторонних объединений».

И действительно, географически пространство ШОС, которую зачастую несправедливо ассоциируют исключительно с регионом Центральной Азии, расположено в самой сердцевине Восточной Азии. Через территории России и Китая ШОС как бы «вклинивается» в Азиатско-Тихоокеанский регион и занимает значительную часть северо-восточного сектора АТР. Функционально ШОС вот уже десять лет занимается решением вопросов, которые остро стоят перед другими межгосударственными региональными объединениями – противодействием терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику и другим видам трансграничной организованной преступности, продвижением экономического и гуманитарного сотрудничества.

Идея создания в АТР партнерской сети многосторонних организаций и форумов была сформулирована именно ШОС еще в 2004 г. в виде «Ташкентской инициативы». С тех пор Шанхайская организация обзавелась множеством партнеров, личным примером доказывая перспективность предложенной модели сетевой дипломатии применительно к региональному сотрудничеству. Словом, у ШОС есть все основания для «похода на Восток», в АТР – регион, с которым страны-члены этой организации, причем не только Россия и Китай, но и центральноазиатские государства, имеют тесные связи и в ко- тором у них есть значительные интересы. ШОС к этому готова. Что же требуется для ее вхождения в тихоокеанский «круг общения»?

Во-первых, необходимо сделать дополнительные шаги навстречу АСЕАН – региональной организации, занимающей центральное место в интеграционных построениях на азиатско-тихоокеанском пространстве. С асеановской «десяткой» ШОС установила официальные отношения еще в 2005 году – Генеральный секретарь ШОС Чжан Дэгуан и Генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг подписали Меморандум о взаимопонимании между секретариатами двух организаций. В нем в качестве приоритетных определены такие области сотрудничества, как борьба с терроризмом, контрабандой наркотиков и оружия, отмыванием денег, незаконной миграцией. Прописаны и другие возможные сферы взаимодействия – экономика и финансы, энергетика, включая вопросы гидроэнергетики и биотоплива, туризм, окружающая среда и использование природных ресурсов, социальное развитие. Реализация Меморандума в форме обмена информацией, опытом, взаимных стажировок сотрудников секретариатов может многое дать сторонам, тем более что у ШОС и АСЕАН и впрямь много общего.

Одно из ключевых направлений шосовско-асеановского сотрудничества – борьба с терроризмом – уже активно осваивается руководством Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. Хорошие результаты в этом плане дала состоявшаяся в феврале этого года поездка директора Исполкома РАТС Д. М. Джуманбекова в Индонезию, где у него состоялись встречи с руководством Секретариата АСЕАН, Джакартского центра сотрудничества правоохранительных органов, а также индонезийского Национального агентства по борьбе с терроризмом.

В перспективе ШОС могла бы активно подключиться к участию в различных асеановских программах, в частности, в области обеспечения энергетической безопасности, чрезвычайного реагирования и т. п. Как показывает развитие событий, эти программы все больше приобретают общерегиональный размах, отражая системообразующую роль АСЕАН в интеграционных процессах на пространстве АТР.

Во-вторых, настало время перевести в практическую плоскость идею налаживания контактов между ШОС и Региональным форумом АСЕАН по безопасности – АРФ. Даже беглое знакомство с повесткой дня этих объединений позволит убедиться в общности круга проблем, находящихся в центре внимания их участников. Это борьба с терроризмом, кибербезопасность, противодействие транснациональной организованной преступности, меры доверия. Почему бы не наладить обмены, не проводить совместные мероприятия? На теме безопасности и мер доверия следует остановиться особо. Решая вопросы пограничного урегулирования и превращения общей границы в полосу мира и дружбы, страны, впоследствии объединившиеся в «шанхайскую пятерку», накопили неплохой багаж удачных наработок. Сегодня, когда развитие сотрудничества в области безопасности становится одной из наиболее актуальных задач для обширного региона Азии и Тихого океана, да и для других районов мира, опыт разработки и реализации мер доверия между государствами-членами ШОС может оказаться весьма полезным.

Много общих тем в деятельности ШОС и ЭСКАТО. Они перечислены в подписанном в 2008 году Меморандуме о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ЭСКАТО. По некоторым из них, в частности по строительству евразийских транспортных коридоров, сотрудничество двух структур продвигается достаточно динамично. Конечно же, это не предел возможностей для расширения взаимодействия.

Государства-члены ШОС разделяют принципы, зафиксированные в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года (Балийский договор). После вступления в силу подписанного в июле 2010 г. Третьего протокола к этому договору, предоставляющего право участвовать в нем не только внерегиональным государствам, но и международным организациям, ШОС могла бы присоединиться к нему.

В последнее время высказываются предположения о том, что Восточноазиатские саммиты только выиграли бы, если бы на них приглашались авторитетные региональные организации, успешно подвизающиеся на ниве укрепления международной безопасности и развития сотрудничества. Возможно, недалек тот день, когда и ШОС, и другие региональные объединения смогут вносить свою лепту в работу ВАС, скажем, в формате «аутрич» (т.е., в виде волонтерской работы с различными группами населения).

* * *

Мы стоим на пороге создания в АТР новой региональной конструкции, которой не знала история этого региона и аналогов которой невозможно найти в других частях мира. Россия, как член азиатско-тихоокеанского «семейства», считает своей приоритетной задачей содействие формированию в Восточной Азии многополюсной, кооперативной по своему характеру архитектуры безопасности за счет укрепления механизмов сетевой дипломатии, наращивания сотрудничества между всеми многосторонними структурами в АТР. Достаточно взглянуть на неоднородный состав участников этого процесса и сложность стоящих перед регионом проблем, чтобы понять: формирование новой архитектуры и ее юридическое оформление потребует длительной, кропотливой работы, в ходе которой пригодятся самые разнообразные идеи и наработки всех государств и региональных организаций. Одним из ключевых условий успеха, как представляется, будет служить инклюзивность начинающихся исканий, вовлеченность в коллективное творчество максимально широкого круга участников. И ШОС, реализуя свою азиатско-тихоокеанскую идентичность и опираясь на десятилетний опыт работы, могла бы сказать здесь веское слово.

Источник: http://infoshos.ru/ru/?idn=9158






Главная страница | Сайт Исполкома СНГ | Органы СНГ | Мероприятия СНГ | Направления сотрудничества



Яндекс.Метрика


Push 2 Check check my pagerank
Интернет портал СНГ www.e-cis.info