Как быстро страна, когда-то бывшая сборочным цехом СССР, может превратиться в "силиконовую долину"? Удастся ли Беларуси перестать зависеть от тяжелой промышленности, производства сельхозпрдукции, деревообработки и нефтехимической переработки на пару с калийными удобрениями?
Все эти вопросы вполне уместны в свете того, что в стране скоро вступит в силу Декрет № 8 "О развитии цифровой экономики", да и декрет № 7 "О развитии предпринимательства" просто обязан создать благоприятный климат для развития частной инициативы, стартапов и привлечения зарубежных инвесторов.
Во вторник на заседании президиума Совета Министров рассматривалась реализация госпрограммы инновационного развития страны на 2016-2020 годы.
Меняются все
Уже сейчас резиденты "Парка Высоких Технологий" создают практически половину высокотехнологичной продукции для Европейского рынка, а белорусские программисты становятся на вес биткоина.
Впрочем, не стоит возлагать все надежды только на ПВТ. Накануне председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков заявил, что в НАН решили построить новый технопарк "Академтехноград", который соберет воедино все технические и инженерные направления.
Кроме того в стране уже существует научно-технологический парк "БелБиоград", который сегодня занимается развитием технологий в области фармацевтики, нано- и биоиндустрии, производством микро- и наносистемной техники. Да и про "Великий камень" тоже не стоит забывать.
Благодаря технопаркам, которые еще толком не построены, ученые обещают внедрять инновации непосредственно в производство. Все это в ближайшем будущем.
Кластерная экономика, где "от каждого по способностям, каждому по потребностям" сегодня только формируется. Технологии пока внедряются не так быстро, как хотелось бы, об этом свидетельствует статистика, а ресурсов на них расходуется много.
Но цифры уже оправдывают средства в пользу надежды на научный прогресс.
Владимир Гусаков рассказал, что окупаемость разработок по программам фундаментальных и прикладных исследований может варьироваться от 5-7 рублей на рубль затрат до 50-70 и 100 рублей. При этом количество заданий, по которым цифры не показывают положительной динамики, в НАН максимально минимизировали. Также он добавил, что в Академии наук уже несколько лет не наблюдалось падение уровня выполнения показателей.
Чтобы не было наноприбыли
Выходит, белорусы скоро проснутся в стране, которая перешла к шестому технологическому укладу, в котором есть место нанохимии, наноэлектронике, нанофотонике и… наноприбыли?
Чтобы такого не произошло, за инновациями пристально наблюдают. На заседании президиума Совмина премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков подверг критике текущее исполнение программы.
По его мнению, доля инновационных проектов, которые можно отнести к 5-му и 6-му технологическому укладу должны составлять не меньше 3/4 общего объема того, что реализуется благодаря госпрограмме. Сегодня только около 39%, а это — 34 проекта, соответствует данному уровню. В несоответствии мечты с планом он обвинил представителей госорганов, которые отвечают за поиск инноваций и воплощение их в жизнь.
В рамках госпрограммы сейчас реализуется 86 проектов. В прошлом году к процессу активно подключился Минпром, в копилке которого 13 проектов, в НАН — 10 проектов, далее по убывающей — концерн "Беллегпром", горисполком столицы и областные исполнительные комитеты.
За 2017 смогли ввести в эксплуатацию ряд объектов по 19 проектам. Сюда можно отнести сборочное производство "БелДжи", создание производства композиционных материалов на базе отечественных термопластов для экструзионной 3D-печати, развитие филиала научно-технического центра "Белмикросистемы" предприятия "Интеграл".
При этом глава белорусского правительства отметил, что отдельные заказчики плохо справлялись с введением в эксплуатацию. 6 объектов госпрограммы так и не смогли ввести в срок.
Республиканские средства и местные ресурсы
На заседании президиума Совмина не обошли стороной вопрос проведения экспертиз проектов, претендующих на звание инновационных. Так, в прошлом году в Государственном комитете по науке и технологиям изучались 70 проектов. По итогу только 40 были одобрены, 21 проект был отклонен, а 9 — все еще рассматриваются.
Андрей Кобяков обратил внимание и на недостаточное освоение инновационного фонда. Так, в 2017 году было использовано 100% средств республиканского инновационного фонда. Но при этом были не до конца задействованы ресурсы местных фондов. Так, в Гродненской области воспользовались только 33,6% средств, в Минской — 26,1, а на Брестчине — 63,5%.
Глава правительства также отметил, что в этом году при наличии инноваций, которые можно отнести к 5-му и 6-иу техукладу и при полном освоении ресурсов можно ожидать увеличение процента отчислений в инновационный фонд до 20%. Сегодня объем фонда составляет 10% от налога на прибыль. Это еще раз указывает на готовность власти к переменам и научному прогрессу. Но сможет ли наука воплотить эти намерения и предложить больше прорывных проектов и инноваций? Не станут ли инвестиции в будущее предпосылками для отката в прошлое? Вопросы остаются открытыми.