Интересы Молдавии в ЕАЭС
15:42 26.06.2018
https://interaffairs.ru/news/show/20105
Первое заседание совместной рабочей группы в Кишиневе. Слева направо: Татьяна Валовая, Игорь Додон, Елена Горелова. Фото: dodon.md
В Москве прошло третье заседание совместной рабочей группы по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Республикой Молдова. Это была первая официальная встреча, в которой Молдавия участвовала в статусе страны-наблюдателя в ЕАЭС. Кроме того, Молдавия – пока единственная страна, которая обладает в союзе таким статусом.
После заседания член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая и советник Президента Республики Молдова по экономическим вопросам Елена Горелова ответили на вопросы корреспондента журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Есть ли интерес у молдавского руководства к более глубокой интеграции?
«Мы за 3 года потеряли 400 миллионов долларов только в торговле с Россией, в торговле с ЕС мы выручили менее 200 миллионов, то есть чистый минус по сальдо – 200 миллионов мы потеряли» (Елена Горелова)
Елена Горелова: Многочисленные визиты президента Молдовы Игоря Додона в РФ, его встречи с предпринимателями, бизнес форумы, которые мы проводили в Кишиневе, недавнее подписание соглашения между Экономическим советом при Президенте и «Деловой Россией» – все это говорит о том, что президент и его администрация видят упущенные выгоды в отношениях с Россией, с ЕАЭС и со всеми странами, входящими в этот союз. К сожалению, пока еще правительство не осознало, что потери за последние 3-4 года в отношениях с нашими традиционными партнерами на Востоке не были компенсированы теми достижениями, которые у нас есть в торговых и других отношениях со странами ЕС, с которыми у нас подписано соглашение об ассоциации. Я очень надеюсь, что конструктивное крыло правительства – это Министерства экономики и финансов, отраслевые министерства, уже начинают понимать, что состоялся неравный обмен. Важнее даже то, что касается не торговли в целом, а отдельных проектов. Встраивание секторов экономики Молдовы в огромное экономическое пространство ЕАЭС – это перспективы. Это даст большой эффект для Молдовы, так как это страна с малой экономикой, структура которой неразвита. Необходимо изменить структуру экономики, ввести новые высокотехнологичные секторы, активно использовать трансфер технологий. Мы можем модернизировать свою экономику, только встроив ее в той или иной форме в большое пространство ЕАЭС.
«Международная жизнь»: В одном из интервью Игорь Додон говорил о том, что Молдова могла бы стать «мостом» между ЕС и ЕАЭС. Что он имел в виду?
Елена Горелова: Мост – это не значит то, что Молдова является площадкой для обмена между двумя союзами. Это определение исходит из наших внутренних потребностей и возможности привлекать российский, казахстанский и белорусский бизнес. У нас две огромные зоны свободной торговли. Маленькая страна с трехмиллионным населением и небольшой экономикой (годовой ВВП – всего 7 миллиардов долларов) имеет соглашения о беспошлинной торговле, с одной стороны, со странами СНГ, а с другой – со странами ЕС. Для европейского бизнеса есть возможность создавать предприятия у нас и торговать без пошлин с Востоком. То же самое и для восточного бизнеса, который может свободно торговать под маркой «Молдова» со странами ЕС. Думаю, что это обоюдовыгодно (даже точнее, выгодно для трех сторон). Молдова – единственная страна на просторах бывшего СССР, которая обладает таким полноценным соглашением и очень удобно расположена территориально (между Востоком и Западом). Эти преимущества может использовать не только молдавский бизнес, но и предприниматели стран СНГ и ЕС. Мы хотим работать над этой повесткой с бизнесами стран Востока и Запада, чтобы они увидели потенциал инвестиций в экономику Молдовы.
«Международная жизнь»: Может ли пример Молдовы стать прецедентом для других стран, которые только присматриваются к участию в ЕАЭС?
Татьяна Валовая: Когда в апреле прошлого года Молдова к нам обратилась, мы в ЕАЭС стали вырабатывать положение о статусе наблюдателя, поэтому заявка рассматривалась определенное время. Мы сначала хотели сделать хорошее положение, чтобы государство, которое получает статус наблюдателя, имело возможность участвовать в работе всех наших органов, не являясь членом союза. Естественно нет права голоса, не предусмотрено участие в принятии решений, но есть возможность высказать свою позицию, получить информацию и таким образом повлиять на решения, которые для страны важны. Теперь у нас есть хорошее положение о статусе наблюдателя. Любое государство, которое заинтересовано в плотной работе с ЕАЭС, может подать заявку на получение такого статуса. Мы не ограничиваем себя географически. Это не только страны СНГ.
Мы бережно относимся к нашему евразийскому интеграционному проекту и не стремимся форсировать его расширение. Мы учитываем опыт ЕС и понимаем, что у нас союз экономический, и от расширения мы должны получать экономические выгоды так же, как государства, которые присоединяются. В мае этого года президентам наших стран на Высшем совете[1] мы презентовали доклады об опыте участия Армении и Киргизии в ЕАЭС. Там очень интересные факты и статистика о том, сколько получили страны от участия в союзе, и как ЕАЭС от этого обогатился. Мы просто очень тщательно вели этот переговорный процесс и подготовку, именно поэтому прекрасно понимаем, что решение о вступлении в союз очень сложное и ответственное. Конечно, должны быть и другие (кроме полноправного членства) форматы сотрудничества с ЕАЭС. Статус наблюдателя является как раз таким.
[1] Высший совет – краткое название Высшего Евразийского экономического совета, который является высшим органом ЕАЭС