Усен СУЛЕЙМЕН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Сингапур
Центральная Азия и АСЕАН: сближения посредством инициативы «Пояса и пути»
Выступление Посла РК в Сингапуре У.Сулеймена на Международном форуме, посвященном обсуждению инициативы «Пояса и пути». г.Сингапур, 4 мая 2018 г.
Одним из трендов современных международных отношений является стремительное смещение главных акцентов из политической плоскости в экономическую. Это наглядно отражается на действиях мировых держав в гонке за экономическое влияние через совершенствование интеграционных процессов, создание региональных торгово-экономических платформ и торговых маршрутов. Смещение фокуса в развивающихся странах в сторону реализации целей «четвертой промышленной революции» можно охарактеризовать как процесс, продиктованный веянием времени.
На сегодняшний день более 90% грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путем. Однако по прогнозам экспертов, в среднесрочной перспективе определенную долю столь внушительных объемов должен замкнуть на себе сухопутный путь, в котором транзитно-транспортный потенциал Центральной Азии, и в частности Казахстана, должен сыграть существенную роль. При этом, в современной геополитической реальности Центральная Азия имеет солидный потенциал и возможности для того, чтобы стать важным транзитным коридором между Европой и Китаем.
Как известно, впервые инициатива о создании «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП) была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпинем в сентябре 2013 года в ходе его визита в Астану. Месяцем позже китайский лидер в ходе своего визита в Джакарту предложил странам-членам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) рассмотреть идею совместного строительства «Морского Шелкового пути» XXI века». Далее, обе инициативы были объединены в общую стратегическую концепцию Китая под названием «Один пояс – один путь», которая впоследствии была переименована в Инициативу «Пояса и пути».
Примечательно, что анонсирование инициативы о создании ЭПШП в Астане стало наглядным сигналом о том, что Казахстан будет играть одну из важнейших ролей в реализации этого мегапроекта. Это, в свою очередь, полностью совпадает со стратегическими задачами Казахстана по кардинальной модернизации и трансформированию в региональный транспортно-логистический хаб, соединяющий Европу и Азию.
В этом контексте, реализация инициированной Президентом Казахстана Н.Назарбаевым программы «Нурлы Жол» и ее синергия с ЭПШП имеет огромный потенциал и уже играет определяющую роль в экономическом и инфраструктурном развитии Казахстана. Стратегические цели проектов «Нурлы Жол» и ЭПШП весьма схожи по своему содержанию. Основные акценты двух программ ориентированы на развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Не случайно, в ходе инициирования программы «Нурлы Жол» Глава государства фокусировал внимание на важности увеличения инвестиций в развитие транспортно-инфраструктурных проектов, что, в свою очередь, коррелируется с планами Китая по активизации деятельности и финансирования транспортной инфраструктуры вдоль всего маршрута «Пояса и пути».
Преобразование Казахстана в региональный транзитный хаб открывает существенные возможности для вхождения всего региона в когорту важнейших транспортно-логистических узлов на территории Евразийского континента. Более того, это даст всему региону возможность диверсификации торговых маршрутов по всем направлениям, включая Юго-Восточную Азию.
Немаловажным фактором является смещение внешнеэкономического вектора официального Ташкента в сторону укрепления региональной интеграции, что способствует укреплению конкурентоспособности и единства Центральной Азии.
Сплоченная и сильная Центральная Азия выгодна всем «стейкхолдерам». Это делает регион привлекательным для инвесторов и конкурентоспособным в рамках реализации ЭПШП.
Потенциал экономического роста ЦА и АСЕАН колоссален. Центральной Азии отводится важнейшая роль в рамках реализации сухопутного ответвления «Пояса и пути», а Юго-Восточной Азии – в морском. Длительное время взаимодействие между регионами находилось на низком уровне. Однако в настоящее время в свете развития инициативы «Пояса и пути» и технологической революции оба региона получают существенную возможность для сближения друг с другом.
Активное вовлечение Центральной Азии в реализацию ЭПШП открывает перед регионом перспективные возможности для налаживания взаимодействия с АСЕАН, которая является шестой по величине экономикой в мире с совокупным объемом ВВП в 2,4 трлн. долл. По прогнозам экспертов, к 2050 году АСЕАН выйдет на четвертое место по данному показателю.
Как известно, в состав АСЕАН входят Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Их экономические показатели и уровни развития существенно отличаются друг от друга. К примеру, согласно данным МВФ, ВВП крупнейшей экономики АСЕАН – Индонезии – по итогам 2017 года составил более одного триллиона долл. Следом, с большим отставанием идет Таиланд – 483 млрд. долл. На третьем месте Малайзия – 364 млрд. долл. На четвертом месте идет Сингапур – 349 млрд. долл. При этом, примечательно, что город-государство занимает первое место по ВВП на душу населения – 57,7 тыс. долл. На пятом месте Филиппины – 332 млрд. долл. На шестом месте – стремительно растущая экономика Вьетнама – 240 млрд. Далее со значительным отставанием идут Мьянма, Камбоджа, Лаос и Бруней – 70 долл. млрд., 24 млрд. долл., 18 млрд. долл. и 14 млрд. долл. соответственно. Как показывают цифры, различия значительные.
Примечательно, что аналогичное расхождение налицо и в странах Центральной Азии, отличающихся друг от друга разноуровневыми экономиками. В данном контексте, укрепление региональной интеграции в Центральной Азии будет способствовать дальнейшему развитию, как передовых стран региона, так и отстающих.
Основным фактором низкого торгово-экономического взаимодействия между Центральной и Юго-Восточной Азией является их географическая отдаленность друг от друга. Главными партнерами стран АСЕАН являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, традиционно, крупнейшими игроками, оказывающими непосредственное влияние на регион, являются США и Китай. Роль Вашингтона в большей степени сфокусирована на военно-политическом измерении, а Пекина – на торгово-экономическом. Однако в силу географической близости стран АСЕАН и Китая, а также схожести культур большинства народов Восточной Азии, влияние Поднебесной в регионе превалирует.
В процессе сопряжения двух регионов тесный стратегический характер сотрудничества стран Центральной Азии и АСЕАН с Китаем выгоден всем сторонам. Здесь важность инициативы «Пояса и пути» играет определяющую роль.
В контексте Центральной Азии ключевая роль отводится Казахстану, поскольку страна имеет более развитую экономику и инфраструктуру, транспортно-логистический хаб «Хоргос» на границе с Китаем, международную автомагистраль «Западный Китай – Западная Европа», а также морской порт в Актау. Очевидно, что на сегодня Казахстан создал необходимые инфраструктурные условия, способствующие в среднесрочной перспективе прочно увязать торговые маршруты Азии и Европы через Центральную Азию. Используя данные преимущества, Казахстан способен выступить в качестве связующего звена между остальными государствами региона в процессе взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии.
В данном контексте, Сингапур, являющийся одним из ключевых морских хабов в рамках реализации морского ответвления «Пояса и пути» (Морской Шелковый путь) и занимающий лидирующие позиции в АСЕАН, проявляет значительный интерес к вовлечению в ЭПШП и рассматривает китайский мегапроект в качестве дополнительного коридора для расширения экспортных сетей и выхода на новые рынки.
Учитывая развитую инфраструктуру Сингапура, островное государство может внести вклад в три ключевые направления в рамках казахстанского отрезка в ЭПШП: инфраструктурное сопряжение, транспортное сопряжение и финансовые услуги.
В направлении инфраструктурного сопряжения сингапурцы ориентированы на предоставление услуг в городском планировании, индустриальных парков и систем «Smart City», которые могут быть полезны в рамках строительства города Нуркент, являющегося частью приграничного экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем.
В транспортно-логистическом сопряжении имеются большие возможности в грузовых перевозках железнодорожным и морским путями, оказании услуг в проектной оценке и проектном финансировании, а также торговле.
По части предоставления финансовых услуг в перспективе имеется возможность для взаимодействия в рамках деятельности «Международного финансового центра «Астана», который может позиционироваться в качестве финансового центра в рамках ЭПШП.
В свете реализации программы «Нурлы жол» перед Правительством Казахстана поставлена задача по наращиванию объемов транзитных грузопотоков до 2-х млн. контейнеров к 2020 году, увеличению экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году, а также несырьевого экспорта к 2025 году более чем в два раза. Синергия «Нурлы жол» с ЭПШП может обеспечить сопряжение транспортно-логистических систем Центральной Азии с Китаем и странами АСЕАН, тем самым способствуя формированию новой архитектуры трансконтинентальных коридоров.
В частности, большие возможности для торгово-экономического сопряжения между экспортерами двух регионов предлагает казахстанский логистический терминал в китайском Ляньюньгане, через который морским путем можно будет доставлять товары в обоих направлениях. Этот порт, входящий в топ 25 крупнейших портов мира, имеет важное геостратегическое значение для Казахстана и является преимуществом для всей Центральной Азии. К примеру, доставка грузов из сингапурского морского порта морским путем до порта Ляньюньган в среднем занимает от 12 до 14 дней, а далее железнодорожным путем в западную Европу через Казахстан от 14 до 18 дней. Данный маршрут, как минимум, в два раза быстрее перевозки грузов через Индийский океан. В среднесрочной перспективе порт Ляньюньган может стать важным связующим хабом в плане консолидации грузопотоков из Китая и Юго-Восточной Азии в направлении стран Центральной Азии и далее на рынки Кавказа, Турции и Европы.
Транспортировка грузов по маршруту «Хоргос» – порт Ляньюньган, далее морским путем в страны АСЕАН удобен в плане экономии средств и времени, поскольку он сокращает сроки доставки товаров, что является преимуществом при перевозке продовольственных товаров и других, чувствительных к срокам товаров, поставляемых из Центральной Азии на рынки стран Юго-Восточной Азии.
Если ранее у стран АСЕАН отсутствовал конкретный маршрут для экспорта своей продукции на рынки Центральной Азии, за исключением иранского торгового порта в Бендер-Аббасе, то с появлением в Казахстане транспортно-логистического хаба «Хоргос», а также грузового терминала в Ляньюньгане, открываются новые возможности для активизации торговли и расширения маршрутных сетей, что, безусловно, позитивно отразится на темпах развития транзитного потенциала всей Центральной Азии.
Перспективной возможностью сопряжения Центральной Азии с АСЕАН можно также рассматривать через призму концепции «Большой Евразии», подразумевающая сопряжение экономических пространств ЕС и Евразийского экономического союза. В данном контексте, в рамках реализации Инициативы «Пояса и пути» весьма дальновидной видится идея Президента РК Н.Назарбаева по расширению границ «Большой Евразии» на восток, включая страны АСЕАН, которая может предоставить значительный потенциал для развития всего Евразийского континента.
Особую важность представляет имплементация ряда предложений Президента РК Н.Назарбаева, озвученных им в рамках Форума высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс – один путь», состоявшегося в мае 2017 года в Пекине. В частности, Глава государства отметил важность последовательного облегчения прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров; развития сельскохозяйственного сотрудничества с целью обеспечения продовольственной безопасности стран, расположенных вдоль нового ЭПШП, что, несомненно, может укрепить взаимодействие между регионами; укрепления взаимодействия в сфере инновационного и научно-технического развития, а также совместного финансирования проектов, создания центров НИОКР и трансферта технологий, инновационных компаний, венчурных фондов.
Между тем, для укрепления своих позиций Казахстану в среднесрочной перспективе необходимо расширять географию торговых маршрутов в центральных и юго-восточных регионах Китая путем открытия дополнительных грузовых терминалов, к примеру, в Чунцине, Гуанчжоу или Гонконге. Альтернативные маршруты, безусловно, усилят сопряжение Центральной Азии со странами АСЕАН.
Более того, несмотря на активную торговлю Китая со странами Европейского Союза, грузовые поезда на обратном пути из Европы в Китай будут идти с неполной загрузкой. В свою очередь, низкая загрузка на обратном пути из Европы в Азию может позволить центрально-азиатским экспортерам «дозагружать их» и тем самым снизить затраты на транспортировку своих товаров в страны Восточной Азии. Используя этот маршрут, аналогичные возможности появляются у импортеров АСЕАН.
Таким образом, при соответствующем наращивании транспортно-логистического потенциала Казахстана, а также дальнейшем укреплении региональной интеграции в Центральной Азии можно предположить, что в среднесрочной перспективе страны региона смогут не только укрепить взаимное сотрудничество с быстрорастущим рынком АСЕАН, но и получить возможность интеграции в глобальную сеть международной торговли.