Прошлое СССР и будущее постсоветского пространства 20—21 декабря обсуждали в Беловежской пуще. На конференции «20 лет без СССР — СНГ- Евразийский союз», организованной Министерством информации Беларуси, Аналитическим центром EcooM, Институтом проблем глобализации (Россия), Европейским центром геополитического анализа (Польша) и Брестским облисполкомом. Идея проведения конференции вызвана «возникновением нового импульса в интеграционных процессах на пространстве бывшего Советского Союза», заявили организаторы. Участие в форуме приняли политологи, дипломаты, ученые, общественные деятели и журналисты из 14 стран мира.
Дмитрас Константакопулас, международный обозреватель известного греческого еженедельника: «Я критикую не только советскую систему управления, но и систему управления Евросоюзом. В Греции сейчас внутренний распад. Запад должен был сделать выводы из того, как распадался Союз».
- Я не принадлежу к тем, кто предсказывал распад СССР,- продолжил тему экс-председатель Государственного совета ГДР Эгон Кренц.- Но перед Вискулями случались некоторые непонятные нам вещи, свидетельствовавшие о том, что дружбе СССР и ГДР приходит конец.
По мнению Кренца, демонизация Союза и ГДР в нынешней Германии проводятся с большими усилиями, чем борьба с неонацизмом. «Если фокусировать точку зрения только на Сталине и СССР, то история становится с ног на голову. Без захвата власти Гитлером не было бы второй мировой, не было б границ в Европе. Без НАТО не было бы Варшавского договора»,- расставляет акценты экс-руководитель ГДР.
СССР нет, но стал ли мир за два десятилетия справедливым, безопасным? Увы. «Мне как немцу стыдно, как официальные немецкие политики относятся к белорусскому народу, который внес огромный вклад в разгром фашизма»,- заключил Эгон Кренц.
Могли события развиваться по-другому? Могли, вероятно.
Никто не спорил, что нынешние процессы постсоветской интеграции — неизбежный процесс. Заложенные в концепцию Таможенного союза и Единого экономического пространства принципы прагматизма, рыночной эффективности, взаимоуважения на политическом и экономическом уровнях, способны создать качественно новые отношения между партнерами по интеграции, выступить связующей нитью, которая намного крепче, чем коммунистическая идеология. «Нет на постсоветском пространстве ни одного государства, которое может жить самостоятельно»,- уверен председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Экс-советник Дмитрий Выдрин своим рассказом об Украине косвенно подтвердил, что не все гладко в жизни постсоветских страны после Беловежья. «Кравчук отправил меня во Францию за „французской моделью“ страны. Привез два чемодана бумаг. В том, что украинская конституция — калька французской, есть моя доля…»,- начал было политик. Однако Украина второй Францией так и не стала. Страна даже отдаленно не напоминает пятую республику, как по устройству, так и по уровню жизни.
Смогут ли совместные шаги Беларуси, России и Казахстана пробудить интерес к интеграции у остальных стран СНГ. Помогут ли преодолеть возможную настороженность региональных элит? Станут ли интеграционные структуры новым центром силы в общей системе геополитической стабильности? Как отнесутся к этому ведущие мировые игроки? Ответы на эти вопросы — впереди.
Участники форума в Беловежской пуще не сомневаются, что этому месту можно придать новый статус — объединительный. А о «развальном» не только поговорили, но и посмотрели своими глазами на Вискули, куда простых смертных не пускают по причине особого статуса — теперь это резиденция президента Беларуси.