Заместитель президента РАН Владимир Иванов — о том, как попасть в пятерку самых высокотехнологичных держав мира
Президент РФ задал новый вектор развития страны, уделив особое внимание преодолению технологического отставания и вхождению России в число пяти ведущих государств, осуществляющих исследования и разработки по определенным научно-технологическим приоритетам. Тем самым показано, что в ходе трансформаций научно-технологического комплекса страны не удалось решить главную задачу: обеспечение технологического суверенитета, полноправного вхождения России в число стран — технологических лидеров. Это требует тщательного анализа ситуации.
Сложившаяся система управления научно-технологичным комплексом не может в полной мере обеспечить решение поставленных задач. Она чрезмерно бюрократизирована, не обладает необходимой целостностью и компетентностью, ориентирована на процесс, а не на результат и, что самое главное, не может организовать конструктивный диалог между властью и научным сообществом. Академический, вузовский и отраслевой сектора науки действуют нескоординированно, что приводит к нерациональной трате средств, в первую очередь бюджетных, а также к отсутствию устойчивого взаимодействия между наукой, производством и образованием. Чрезмерное количество различных советов и управляющих структур, не обладающих реальными полномочиями и не несущих ответственности за свою деятельность, только усложняет картину. Всё это является мощнейшим тормозом инновационного развития. При существующей системе управления достижение поставленных целей в установленные сроки (к 2024 году) представляется весьма проблематичным.
Кроме того, ситуация усложняются внутренними экономическими проблемами и внешними санкциями, закрывающими доступ к современным технологиям. Следует также отметить, что, по данным ВШЭ, Россия по объему финансирования науки ($39,9 млрд) занимает 10-е место в мире. Первая пятерка, в которую надо войти, имеет следующие показатели: США — $511,1 млрд, Китай — $451,2 млрд, Япония — $168,6 млрд, Германия — $118,5 млрд, Республика Корея — $79,4 млрд.
Как выйти в лидеры? В нашей истории есть пример решения подобной задачи — атомный проект СССР. Им руководили всего 15 человек, из которых восемь были представителями Академии наук. Возглавлял проект заместитель председателя правительства. И за четыре года — с 1945-го по 1949-й — страна совершила мощный технологический рывок, получила новую науку, образование, промышленность, что позволило ей стать ведущей мировой державой.
Очевидно, что подходы того времени в полной мере не применимы к сегодняшней ситуации. В современной трактовке понятие «инновации» выходит далеко за пределы традиционной «технической» интерпретации. В настоящее время технологии успешно разрабатываются и применяются не только в технике, но и в политической и финансовой деятельности, в сфере услуг и так далее.
Иначе говоря, необходимо осуществить переход от классической инновационной политики, ориентированной на создание новых технологий и техники, к политике инновационного развития, задача которой — обеспечить повышение качества жизни человека за счет качественно новых технологий, созданных на основе результатов собственных фундаментальных научных исследований. А это потребует принципиальной перестройки институциональной структуры, системы управления и ресурсного обеспечения.
В основу политики инновационного развития должны быть положены следующие принципы: конструктивное взаимодействие власти, науки, бизнеса и общества, четкая и понятная система целеполагания и оценки результатов, целостная система управления. Также необходимы личная ответственность за принимаемые решения и полученные результаты и соответствие ресурсного обеспечения поставленным целям.
При этом должны получить активное развитие механизмы частно-государственного партнерства, то есть такой схемы взаимодействия, при которой бизнес будет ориентирован прежде всего на решение стратегических государственных задач.
Первые шаги в этом направлении уже делаются: начата разработка новой системы законодательства о науке и инновациях. Предполагается, что ее основу составит базовый закон, определяющий основные положения и механизмы реализации государственной научной и инновационной политики. Статус и деятельность отдельных структур, например Российской академии наук, будут регламентироваться специальными законами.
Представляется, что перечисленные выше проблемы должны найти свое отражение в национальном проекте «Наука». Собственно, и сам национальный проект должен обеспечить взаимодействие разрозненных программ и проектов, реализуемых в рамках Стратегии НТР, Национальной технологической инициативы, программ инновационного развития госкорпораций, отраслей, отдельных организаций и университетов. Его научный фундамент должна составлять программа фундаментальных научных исследований Российской Федерации, которая в настоящее время разрабатывается в РАН совместно со всеми основными участниками инновационного процесса.
Автор — член-корреспондент РАН, заместитель президента РАН