Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова информационному агентству «Хабар» (для авторского проекта М.Бекбаевой «Эпоха возрождения»), Москва, 9 декабря 2018 года
Источник: МИД РФ
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, какие из международных миротворческих инициатив Казахстана Вы считаете наиболее важными, значимыми и почему?
С.В.Лавров: С момента обретения независимости Казахстан стал одним из ведущих государств, выступающих с инициативами, направленными на улучшение ситуации на нашей планете, прежде всего в нашем регионе. Одним из первых таких предложений была инициатива Н.А.Назарбаева подумать о евразийской интеграции, Евразийском экономическом союзе, выдвинутая им в ходе выступления в Московском государственном университете. Прошло немало лет, но эта дальновидная, прозорливая идея уже воплощается в жизнь на благо всех стран, которые участвуют в ЕАЭС.
Из других направлений на ранних этапах развития независимого Казахстана отмечу предложение Президента Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое стало уникальной площадкой. Кроме ООН, это Совещание, наверное, – единственное место, где за один стол переговоров садятся представители США, Ирана, Израиля и арабских государств. Совещание зарождалось как дискуссионная площадка, однако постепенно выкристаллизовывались и общие подходы участвующих в нём государств, которые стали воплощаться в документах, пусть поначалу и скромных. Тем не менее, это очень важная, долгосрочная, долгоиграющая позитивная инициатива.
В последнее время Казахстан является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, где активно выступает за усилия, которые должны привести к миру без ядерного оружия, за устранение угрозы международного глобального вооружённого конфликта, борьбу против мирового терроризма, оказание содействия урегулированию в Афганистане. Одним из крупнейших результатов участия Казахстана в деятельности СБ ООН стало принятие по инициативе Президента Н.А.Назарбаева «Кодекса поведения для достижения мира, свободного от терроризма», который был открыт к подписанию в конце сентября с.г. «на полях» 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия подписала этот Кодекс одной из первых.
Безусловно, среди миротворческих инициатив Казахстана не могу не выделить вклад, который столица этой страны Астана вносит в процесс сирийского урегулирования, предоставляя площадку для того, что стало называться «астанинским форматом». В нём участвуют представители Правительства Сирии и оппозиционеры, которые с оружием в руках противостоят правительственным войскам «на земле», и страны-гаранты – Россия, Иран и Турция, а также наблюдатели от Иордании и США. Такая роль гостеприимного, деликатного и конструктивного хозяина всеми ценится очень высоко.
Инициатив немало. Уверен, что эта инициативная работа Казахстана будет продолжена.
Вопрос: Что Вы скажете о нашем Президенте? Какие основные его качества как политика Вы бы выделили?
С.В.Лавров: Нурсултан Абишевич – один из наиболее опытных и мудрых руководителей на постсоветском пространстве и гораздо дальше. У него очень широкий горизонт ответственности за свой народ, за свою страну. Он понимает, что обеспечить благополучие Казахстана и казахстанцев невозможно, изолировавшись от всего остального мира. Н.А.Назарбаев стремится использовать не только преимущества нашего общего геополитического пространства, на котором мы долгие годы жили в одном государстве, создали взаимодополняемые инфраструктурные, экономические, финансовые, хозяйственные и прочие возможности. Он также понимает, что в современном мире необходимо использовать возможности, которые предоставляются в более широком географическом плане.
Многовекторная политика Казахстана – безусловно, детище Н.А.Назарбаева. Она полностью перекликается с Концепцией внешней политики Российской Федерации, которая тоже хочет быть в хороших взаимовыгодных отношениях со всеми готовыми к этому странами на Востоке, Западе и Юге.
Вопрос: Как Вы оцениваете вклад Казахстана в урегулирование конфликтной ситуации между Россией и Турцией в 2015 г.?
С.В.Лавров: Это был очень напряжённый момент. Конечно, все понимали, что это трагедия, которая должна быть преодолена через принесение извинений. Не буду вдаваться в детали, но Нурсултан Абишевич с его опытом сумел найти такие слова, которые Турция смогла произнести, а Россия – приняла.
Вопрос: Наверняка Вы как дипломат не можете не заметить, не признать, что за годы независимости Казахстан выработал свой дипломатический стиль поведения на международной арене, главным достижением которого является то, что у страны не было ни одного открытого конфликта.
С.В.Лавров: Вы, собственно, всё сказали. У Казахстана действительно собственная внешняя политика. Она осуществляется под руководством Президента и на основе тех решений, которые законодательно принимаются в этой стране. Её внешняя политика, безусловно, включает в себя и целый ряд направлений, связанных с Россией, нашими другими соседями. Это союзнические отношения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), отношения высокого уровня интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в конце концов, Содружества Независимых Государств (СНГ), где тоже есть целый ряд механизмов, созданных главами государств и активно используемых в интересах решения повседневных проблем, которые имеют важное значение для наших народов.
У Казахстана, конечно же, есть обязательства также в рамках ООН, ОБСЕ и тех структур, которые создаются здесь, на пространстве Центральной Азии. Например – Международный фонд спасения Арала.
Кстати, говоря о вкладе Казахстана в борьбу с терроризмом и наркотрафиком, в том числе при решении проблем Афганистана, я ещё не упомянул созданный достаточно давно и успешно функционирующий в Алма-Ате Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом, внешняя политика Казахстана весьма ответственна и предполагает самостоятельные действия с учётом тех союзов, интеграционных структур, в которые Казахстан вступил по собственной инициативе, отражая понимание интересов своего народа.
Вопрос: Пожалуйста, прокомментируйте кратко итоги Пятого каспийского саммита.
С.В.Лавров: Каспийский саммит в Актау завершил более чем двадцатилетнюю работу над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Прежде всего, эта работа была востребована, чтобы максимально эффективно пользоваться благами, которые предоставляет Каспий – энергетическими и биологическими ресурсами, транспортными возможностями.
Главным достижением Конвенции я считаю то, что все пять государств однозначно подтвердили свою полную ответственность за всё, что происходит на Каспии. Они сами будут решать все вопросы, которые здесь возникают. Внерегиональные страны, конечно, приглашаются к сотрудничеству, но на тех условиях, которые согласованы в этой Конвенции пятью прикаспийскими государствами.
Второй момент – определены те критерии, по которым необходимо будет досогласовывать вопросы, связанные с определением суверенной и рыболовной зоны каждого прикаспийского государства. Это тоже очень важное достижение. Обозначены пути обеспечения защиты экологии и охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря, условия хозяйствования на море с тем, чтобы это было экономически выгодно и экологически безопасно. И многое другое. Я назвал главные вещи.
Считаю, что эта Конвенция даст мощный импульс развитию сотрудничества прикаспийских государств в сфере экономики, экологии, сохранения биологических ресурсов для будущих поколений. Конечно, это большой успех саммита.
Вопрос: Ещё один глобальный вопрос сегодняшней повестки дня: сейчас между США и Китаем разворачивается торговая война. Наверняка Россия будет поддерживать союзника – Китай – в этом вопросе. Чего ждать Казахстану, поскольку любое изменение экономической ситуации в России у нас очень сильно ощущается?
С.В.Лавров: Мы заботимся прежде всего об интересах России. Хотя торговые войны, даже если в них участвовать, никому выгоды не приносят. Мы заботимся об экономических интересах Российской Федерации и наших партнёров по интеграционному объединению Евразийский экономический союз.
Безусловно, КНР – наш ведущий торговый партнёр. Объём товарооборота приближается в этом году к 100 млрд. долл. Но у нас есть партнёры и на европейском пространстве, в европейской части нашего общего континента, в Евразийском экономическом союзе. Такой партнёр, как Иран, тоже является объектом очень жёстких американских санкций. Однако все эти проблемы мы хотим рассматривать не через участие на чьей-либо стороне в торговой войне, а через задействование легитимных юридических процедур Всемирной торговой организации, что мы уже и делаем. Так же в отношении США поступают Китай, Европейский союз.
Мы хотим, чтобы эта глобальная торговая система оставалась открытой, чтобы она вообще сохранялась. Конечно, этому не способствуют действия Вашингтона, который уже перекроил Североамериканскую зону свободной торговли, отказался от Транстихоокеанского партнёрства. Что придёт взамен, сказать очень трудно. Наши американские коллеги явно считают, что их экономическая мощь, как сказал Президент США Д.Трамп, позволяет решать все вопросы в одиночку, не особо заботясь о каких-то многосторонних структурах и не стремясь выполнять обязательства, которые раньше США принимали, а эта Администрация теперь вдруг считает устаревшими.
Однако я убежден, что в конце концов Администрация США придёт к пониманию необходимости работать коллективно и всё-таки соблюдать те правила, которые многие десятилетия мы устанавливали для Всемирной торговой организации.
Вопрос: Как в России относятся к переходу Казахстана на латиницу? Не воспринимается ли это как отрыв?
С.В.Лавров: Это суверенное решение Казахстана, его руководства. Если оно почувствовало, что это в интересах казахстанского народа, мы не можем здесь делать никаких комментариев. Это Ваше суверенное право.
У нас в нашем общем «доме» ОДКБ, ЕАЭС, в отличие от других союзов, скажем, Североатлантического альянса, нет какого-то диктата. Мы никогда никому ничего не навязываем. Когда нам говорят, что в НАТО есть полный консенсус, а у нас страны порой неодинаково голосуют в ООН по важным политическим вопросам, то ответ очень простой – мы знаем, какой ценой обеспечивается консенсус в НАТО. Это совсем не партнёрский, не товарищеский подход, а диктат. Да, там есть меньшинство, которое всегда готово слушать «старшего товарища», а всех остальных просто убеждают, заставляют угрозами, по-разному.
У нас такого никогда не происходит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС, ни в СНГ. Консенсус, который достигается в наших организациях, действительно, консенсус равноправных партнёров, в котором не отражено доминирование меньшинства над большинством (или наоборот), но отражён баланс интересов всех без исключения участников того или иного объединения.
Повторю: всё, что в интересах казахстанского народа, мы будем воспринимать именно таким образом.
Вопрос: Когда мы смотрим в Казахстане российские каналы, Ваши журналисты, говоря о сирийском кризисе, очень часто обвиняют другие страны-члены ОДКБ в «невмешательстве». Утверждают, что только Россия активно участвует в этом процессе. Мнение Ваших журналистов отражает мнение государства?
С.В.Лавров: Не думаю, что наши журналисты будут обвинять другие страны ОДКБ в том, что они не участвуют в урегулировании сирийского кризиса.
Вопрос: В.Р.Соловьёв обвиняет.
С.В.Лавров: Это его частная программа. Там бывает много интересных персонажей, умных людей, которые имеют своё представление о происходящем.
Но для меня объективный факт – то, что некоторые наши союзники, в том числе Казахстан, Армения, участвуют как в миротворческих операциях, не одобренных ООН (скажем, в Афганистане), так и в полноформатных ооновских миссия (например, Косово), но никаким образом не участвовали в усилиях по стабилизации обстановки в Сирии. В Афганистане – операция НАТО, а в Сирии мы были бы готовы организовать гуманитарную миссию ОДКБ. Первые шаги в этом направлении делаются.
Не так давно мы вместе с нашими армянскими коллегами разработали совместную акцию по доставке российскими самолётами армянской гуманитарной помощи для сирийского народа. Я убеждён, что и Казахстан заинтересован в участии в таких гуманитарных инициативах. Мы это обсуждаем с нашими партнёрами из Казахстана и других стран ОДКБ.
Когда в миротворческих операциях ООН участвует, условно говоря, французский контингент, над его штаб-квартирой где-то в Африке рядом с французским флагом обязательно развевается флаг Евросоюза и НАТО. Евросоюз – понятно. Сейчас это не только экономический механизм сотрудничества, но ещё и политический, оборонительный союз, поэтому миротворчество тоже ассоциируется у членов ЕС с этим общим флагом. Не вижу причин, по которым, скажем, если военные контингенты, наблюдатели, полицейские из стран ОДКБ участвуют в какой-то миротворческой операции, рядом с национальным флагом на командных пунктах не демонстрировался бы и флаг ОДКБ. Убеждён, что здесь нам стыдиться нечего – мы всегда стараемся помогать миротворческим усилиям ООН.
Когда мы вместе будем решать гуманитарные задачи не только вокруг нас, на нашем пространстве, но и помогать использовать наши гуманитарные возможности для ослабления напряжённости в других частях мира, думаю, наш общий авторитет, репутация нашей организации и каждого её члена будут только выигрывать.