Концепция экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС прошла первое обсуждение
Рассмотрение проекта Концепции экосистемы транспортных коридоров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошло в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под председательством члена Коллегии (министра) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян. Разработать такую концепцию ранее поручил Совет Комиссии на уровне вице-премьеров пяти стран Союза.
«Создание цифровых транспортных коридоров способствует формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС. Это один из кирпичиков в цифровой трансформации экономики, который необходим для реализации транзитного потенциала Союза», – отметила Карине Минасян на обсуждении в ЕЭК Концепции экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС.
Единая экосистема несет и ряд других эффектов. Она позволит усовершенствовать контрольно-надзорные функции на транспорте, снизить административные барьеры, улучшить окупаемость инфраструктурных проектов, повысить эффективность, доступность и безопасность транспортных услуг, а также снизить их себестоимость.
Взаимодействие бизнеса с государственными контролирующими органами ведется, как правило, в бумажной форме. Цифровые механизмы планирования и управления перевозками зачастую внедряются на уровне отдельных компаний, хаотично. Отсутствует взаимовыгодный формат взаимодействия с глобальными международными операторами управления логистическими потоками, товаропроизводителями, грузоотправителями и грузополучателями. Результатом этого является сравнительно невысокая коммерческая привлекательность и конкурентоспособность сервисной среды для логистики, перевалки, а также отсутствие прозрачности процедур организации, осуществления и контроля перемещения продукции, грузов и товаров.
Проект Концепции экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС подготовили совместно Аналитический центр при правительстве РФ, Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие (НИРУП) «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь) и АО «Транстелеком» (Республика Казахстан).
Разработчики концепции отметили, что в существующих условиях функционирования транспортного комплекса одной из значительных проблем является наличие непроизводственных простоев, обусловленных контрольно-надзорными мероприятиями. Так, при перевозке плодоовощной продукции по маршруту Ереван – Москва простои для проведения контрольно-надзорных процедур как на автомобильных пунктах пропуска при пересечении государственных границ, так и на маршрутах движения увеличивают продолжительность сроков доставки груза от 13% до 110%, а в среднем на 60% (порядка 20 остановок в процессе перевозки).
При внедрении на транспортном коридоре процессов цифровизации деятельности контрольно-надзорных органов и технологий информационного обмена данными документов, а также результатов проверки и визуального досмотра время проверок на каждом автомобильном пункте проверки может быть сокращено до 15 минут. А остановки на маршруте для промежуточных проверок будут производиться только в исключительных случаях при наличии аргументов, полученных путём автоматического анализа сопоставимости данных документов, а также результатов дистанционного мониторинга и видеофиксации нарушений (не более двух остановок в процессе перевозки). При этом общая продолжительность простоев транспортных средств для проведения контрольно-надзорных процедур на маршруте составит не более одного часа, увеличивая сроки доставки груза не более, чем на 2%, и больше не будет оказывать существенного влияния на длительность рейса и увеличение себестоимости транспортных услуг.
Ожидается, что благодаря созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС снизится транспортная составляющая в цене конечной продукции с нынешних 20% до 12-15%. Время перевозки по железнодорожной дороге по маршруту КНР – ЕАЭС – ЕС могло бы сократиться на 11 часов.
Архитектура цифровых транспортных коридоров Союза может включать три уровня: наднациональный, уровень национальных сегментов и уровень технологических систем. Предполагается, что в составе платформенных решений экосистемы могут быть сервисные и функциональные платформы.