Точки соприкосновения российской и казахстанской науки – как источники роста
Источник: https://www.ritmeurasia.org/
Нефтяные «качели» и колебания цен на энергоносители в мире, диверсификация экономики и поиск новых источников её роста – всё это повышает ценность науки и придаёт актуальное значение сотрудничеству между Академиями наук России и Казахстана.
Состоявшийся в конце ноября прошлого года визит президента РАН Александра Сергеева в Астану стал знаковым событием для научной жизни Казахстана. Увы, не часто они случаются. В ходе визита состоялась встреча с президентом Национальной академии наук (НАН) РК Муратом Журиновым. Главным предметом разговоров, со слов А. Сергеева, стало сотрудничество между академиями наук двух стран. Правда, конкретные детали, как сказал президент РАН, ещё предстоит обсудить. «Это могут быть и фундаментальные исследования, и прикладные разработки», - сообщил российский гость.
Что же касается казахстанской стороны, то она поддержала инициативу российских коллег, видя преимущества для себя. Во-первых, сотрудничество Академий наук наших стран позволяет им разделить расходы между собой, особенно в условиях недостаточного финансирования. «Для сравнения скажу, что в европейских странах объем финансирования науки колеблется от 3% до 4,5%, а в постсоветском пространстве самый большой показатель в России больше 1,2%. У нас, к сожалению, из-за экономического кризиса показатель упал до 0,13%», - посетовал президент НАН РК Мурат Журинов.
Кстати, остаточное финансирование, судя по всему, сократило число фундаментальных исследований. А без них, сетуют академики, наука утратит конкурентоспособность. Однако сегодня ситуация меняется. Конец эпохи высоких цен на сырье в мире заставило государство больше тратить на науку.
Во-вторых, международное сотрудничество выступает частью реформы научной сферы Казахстана. РАН в отличие от НАН давно имеет связи с зарубежными академиями, без которых трудно говорить о развитии научной среды, трансферте знаний. Поэтому казахстанская Академия наук стремится развивать отношения с коллегами за рубежом. Но и здесь есть место парадоксу. Насколько бы далеко в мире ни распространялись связи РАН, партнёрство с коллегами по постсоветскому пространству оказывается слабым.
В качестве пробного шара Александр Сергеев предложил изучить Каспий и глобальное потепление. Изменение климата и таяние снежных шапок на Памире, по словам академика, могут оставить без воды население Центральной Азии. В России хотят знать, к чему приведёт потепление в Арктике. Чтобы понять, чего ждать завтра, уже сегодня надо отслеживать перемены в природе. Кстати, научный альянс может и должен быть расширен. При исследовании названные выше проблем силами двух стран не обойтись, следует подключать Академии наук Таджикистана и Кыргызстана.
Подписание конвенции о статусе Каспия в августе 2018 г. в Актау открыло учёным двери для сотрудничества. «Я, кстати, посмотрел результат этой встречи, и там практически ничего про науку нет», - посетовал президент РАН. После чего он предложил поднять этот вопрос перед руководствами прикаспийских стран. Эту позицию поддержал президент НАН РК. «Там много проблем, особенно экологического характера. Из пяти прикаспийских стран четыре добывают нефть. Могут быть разливы нефти, которую надо собирать, очищать теми или иными способами», - сообщил М. Журинов.
Говорилось о сотрудничестве в области гуманитарных наук. Президент РАН предложил изучить идентичность населения наших стран. «Может быть, такие совместные исследования научными коллективами были бы очень интересны в гуманитарном отношении», - сказал А. Сергеев. Действительно, Россия и Казахстан как самостоятельные государственные образования существуют четверть века, и, конечно же, актуально знать, сложилась ли за это время в их составе общность казахстанцев и россиян.
Никто не спорит, проблема актуальная. От идентичности зависит стабильность и устойчивое развитие государств. Только этот вопрос в наше время носит глобальный характер, а всё потому, что с кризисом идентичности сталкиваются многие страны. Даже Европа и США. Причин этому несколько. Это и миграционные волны, которые размывают традиционные для общества ценности, и изменения в глобальной экономике, где мегаполисы начинают играть заметную роль. Одним словом, современный мир переживает трансформацию, которая расшатывает устои идентичности.
Кстати, несколько лет назад президент Казахстана предложил создать Институт наций. Это ещё одна почва для сотрудничества гуманитариев наших стран. Тем более что межнациональные конфликты несут опасность как благополучию государств, так и целых регионов. Проблема в одинаковой степени актуальна для России и Казахстана, которые по этносоставу остаются многонациональными странами, где многое зависит от языковой среды и развития культуры. Кстати говоря, за Казахстаном ещё в советские годы закрепилось название «лаборатории дружбы народов», где синтезировали толерантность.
Перспективным направлением обещает стать цифровизация экономики. Как сообщил в середине 2018 г. на саммите БРИКС Владимир Путин, «цифровизация является одним из приоритетов экономической политики нашей страны - России». Схожие заявления делают в Казахстане, где существует госпрограмма по IT-модернизации экономики страны. Кстати, год назад в Челябинске в ходе Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстан также затронули вопрос партнёрства в области цифровизации.
Отставание в данной сфере от остального мира ухудшит конкурентоспособность наших стран и снизит уровень жизни населения. Но перспективу оказаться к 2050 г. у разбитого корыта можно избежать. В государствах ЕАЭС население преимущественно образованное, есть IT-специалисты, востребованные в транснациональных компаниях, таких как Google, Facebook или Microsoft. В этом смысле цифровизация в наших странах обещает даже остановить «утечку мозгов».
Ещё одной сферой для кооперации наших стран может стать космос. В мае 2017 г. страны ЕАЭС обсуждали идею объединения усилий в деле дистанционного зондирования поверхности Земли. Для экономики проект носит мультипликативный характер. «Это оптическая, оптико-механическая, радиоэлектронная, производство инновационных композитных материалов и многие другие», - говорил член коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский.
Тема нашла продолжение в академических кругах. В Казахстане А. Сергеев говорил о всепогодном зондировании, которое позволит не только увидеть картину Земли из космоса, но и динамику перемен на её поверхности. Для этого нужно на спутники поставить СВЧ-радары, способные «смотреть» сквозь облака. «В принципе есть технологические возможности, чтобы картину в Казахстане и России давать с высоким разрешением, порядка одного метра, и картину, которая обновляется раз в сутки», - заявил президент РАН на встрече с казахстанским коллегой.
В России ведутся работы по исследованию ближнего космоса, часть из них президент РАН предлагает совместно делать. Впрочем, сотрудничество идёт в рамках проекта «Байтерек», который предполагает коммерческие запуски грузов на орбиту. Но, возможно, он потребует инноваций. Поскольку частная компания из США SpaceX спутала карты игрокам на космическом рынке низкими ценами. Поэтому теперь задача состоит не в том, чтобы отправить на орбиту спутник, а в том, чтобы сделать это дешевле, чем у конкурента.
Хорошей площадкой для новаторства может стать фармацевтика. Доля импортных лекарств в аптеках Казахстана достигает 88% и не отвечает рекомендации ВОЗ, где этот показатель не должен превышать 25%. В 2017 г. на пространстве ЕАЭС заработал общий рынок лекарственных средств, который оценивается в 17 млрд. долларов. Мера не только защитит фармкомпании, но и увеличит инновационное содержание в их деятельности. Как сказал представитель департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Дмитрий Рождественский, благодаря общему рынку «исчезнут дублирующие друг друга исследования в каждом государстве, будут приниматься единые исследования качества, безопасности, эффективности лекарственных препаратов и медизделий». Фармацевтика может стать хорошим подспорьем для инноваций и научного союза. Тем более что импортозависимостью страдает не только Казахстан. В России доля отечественных лекарств, согласно данным Минпромторга РФ, составляет 31,7%.
Ещё одной почвой для кооперации может энергетика под углом зрения экологии. В Казахстане за счёт сжигания угля генерируется до 80% электричества, что чревато большими выбросами углекислого газа. Кстати, республика уже оказывалась в списке главных загрязнителей планеты. По оценкам энергетиков, Казахстан не скоро откажется от угля. Во-первых, его много в недрах республики. Во-вторых, это дешёвая энергия, низкие тарифы и конкурентоспособная экономика. В-третьих, перевод на газ существующих ТЭС дорого обойдётся стране. Дело не в газе, а в трубопроводах, которые надо проложить от месторождений голубого топлива до электростанций.
К примеру, в США не спешат отказываться от угля. За океаном применяют технологию clean coal, снижающую выбросы парниковых газов на ТЭЦ. Ёе начали разрабатывать 1990-е годы, когда цены на нефть стали расти, а закончили в 2000-х, под экологические фанфары. Хотя доля угля в энергобалансе России составляет 18%, мотивация разрабатывать clean coal есть. По словам директора АО «Самрук-Энерго» Гани Салимжуарова, «в мире строятся 1200 станций, работающих с углем». В мировом энергобалансе доля угля составляет 40%, а значит, у технологии clean coal есть экспортный потенциал.
Сотрудничество может вестись также в традиционных сферах, в агросекторе. Казахстан славится не только целиной, но и учёными, чьими именами названы сорта картофеля, пшеницы. Накопленные знания и опыт представляют интерес для зарубежных партнёров. Кооперация идет не только по академической линии, но и на вузовском уровне. По словам Марата Журинова, преуспел в этом деле один из старейших альма-матер страны КазНАУ. Вуз сотрудничает с ведущими университетами мира, в том числе из России. Этому способствуют политические задачи. Ещё в 2016 г. на фоне обвала цен на сырье в мире президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что «нефтегазовый сектор и металлургия уже не будут основными источниками роста». Поэтому внимание обратили на традиционные сферы экономики, где у Казахстана были сильные позиции.
Кстати, российские и казахстанские коллеги уже сотрудничают в формате Ассоциации академий наук стран ШОС, где изучают возможность получения урожая в условиях засушливого климата. Знания помогут справиться с капризами природы и глобальным потеплением. Участие того же Китая стало хорошим подспорьем в условиях ограниченного финансирования, с чем столкнулись научные круги большинства бывших советских республик. Пекин был заинтересован в результатах исследований и даже частично профинансировал их. «Совместная разработка, софинансирование и реализация ряда крупных социально-экономических проектов, дающих конкретные результаты и ощутимую прибыль, повышают геополитический статус ШОС», - отметил вице-президент РАН академик Валентин Сергиенко.
Интеграция не будет полной, если её ограничить экономическими рамками. Поэтому среди прочего звучат идеи кооперации в научной сфере. Об этом в ноябре 2017 г. говорили в Челябинске в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. «Сегодня более 30 казахстанских вузов проводят с российскими совместные научные исследования. Целесообразно проработать вопрос создания научных консорциумов ученых Казахстана и России по перспективным направлениям. В частности, по био- и информационным технологиям, энергетике, космосу и другим», - отметил Н. Назарбаев год назад. Такую позицию разделяют учёные, которые отмечают, что экономика наших стран сегодня переживает не лучшие времена и наука может стать спасительной панацеей.