Правовой статус Каспия: значение Актауской конвенции
Источник: mfa.gov.kz
Зульфия АМАНЖОЛОВА,
Посол по особым поручениям
Министерства иностранных дел
Республики Казахстан
В истории «каспийской пятерки» 12 августа 2018 года ознаменовалось подписанием в Актау президентами Казахстана, Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана основополагающего международного договора, определившего правовой режим сотрудничества прибрежных государств во всех сферах деятельности на Каспии – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Конвенция родилась в результате длительного и весьма сложного переговорного процесса, сопровождавшегося упорными и принципиальными дебатами по каждому вопросу, требовавшему правового урегулирования.
Достижению согласия способствовали общее стремление к решению имевшихся задач, конструктивизм и взаимопонимание участников переговоров. Политические и территориальные компромиссы сложились в итоге пяти каспийских саммитов, семи Совещаний министров иностранных дел прикаспийских государств, пятидесяти двух заседаний Специальной рабочей группы по разработке Конвенции (СРГ), не считая регулярно проводившихся консультаций, официальных и неформальных встреч сторон в различных форматах.
Делегациями каспийских государств была проделана большая кропотливая работа над фундаментальным документом, учитывающим интересы всех сторон. При его подготовке стороны обращались к существующему мировому опыту. Применимые нормы международного морского права адаптированы к Каспию и инкорпорированы в текст Конвенции о его правовом статусе. Широко использовались в поиске приемлемых формулировок предложения экспертов и вовлеченных в переговорную проблематику национальных органов.
Примечательно, что многолетний переговорный процесс в формате СРГ стартовал в январе 1997 года в Алматы, а его итоги были подведены на казахстанском побережье в Международный день Каспийского моря. Теперь долгожданный документ неофициально именуется Актауской Конвенцией.
По меткому и емкому определению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, данному на Пятом каспийском саммите, Конвенция является «Конституцией Каспийского моря». Действительно, она стала новой основой сбалансированной международно-правовой системы взаимоотношений прибрежных государств на море.
Этим международным договором закреплены базовые принципы деятельности, определены права и обязательства сторон в отношении использования Каспия, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над ним. Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря разграничены национальные зоны юрисдикции и суверенитета; установлены порядки осуществления суверенных прав на недропользование, мореплавания, рыболовства, проведения морских научных исследований в зонах с различным правовым режимом; урегулированы вопросы сотрудничества в сфере безопасности, а также по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и защите морской среды.
В соответствии с Конвенцией, решение вопросов, касающихся Каспийского моря, отнесено к исключительной компетенции сторон и осуществляется на основе уважения суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга.
Непростые переговоры по разделу водного пространства Каспия завершились достижением взаимоприемлемых договоренностей, согласно которым морская акватория разграничивается на внутренние, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство, где будут действовать различные правовые режимы.
Прикаспийские государства согласились установить морские государственные границы по внешнему пределу пятнадцатимильных территориальных вод. При этом разграничение внутренних и территориальных вод между государствами со смежными побережьями должно осуществляться по договоренности между ними с учетом принципов и норм международного права.
Определены также десятимильные рыболовные зоны, примыкающие к территориальным водам. Здесь каждое государство получило исключительные права на промысел биологических ресурсов. Рыболовство будет осуществляться на квотной основе. В отношении так называемых совместных водных биологических ресурсов, таких как осетровые виды рыб, тюлени и кильки, применяются согласованные нормы и правила по воспроизводству и регулированию их использования. В качестве основы для сохранения водных биологических ресурсов, а также управления совместными биоресурсами, служат научные исследования. Сторонами приняты и взаимные обязательства по борьбе с незаконным промыслом совместных биологических ресурсов.
За пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских государственных границ установлена свобода мореплавания, которая осуществляется без ущерба для суверенных и исключительных прав сторон, под которыми подразумеваются недропользование и рыболовство соответственно. Плавание в Каспийском море, проход в/из него может осуществляться исключительно судами под флагами государств «каспийской пятерки».
Удалось условиться о том, что в границах своих секторов дна Каспия каждое государство реализует суверенные права на недропользование. По дну можно прокладывать магистральные трубопроводы и кабели, причем строго должны соблюдаться существующие экологические требования и стандарты в целях ненанесения ущерба уникальной морской среде. Важным обстоятельством является необходимость согласования трассы для прокладки трубопровода только со стороной, через сектор которой будет пролегать его маршрут.
Договоренность о свободе транзита всеми транспортными средствами из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и обратно создает благоприятные возможности для экономического развития. Она позволяет объединять усилия наших государств в расширении транспортной инфраструктуры. Благодаря чему значительно увеличится транзитно-транспортный потенциал каспийского региона, обеспечится связь внутриконтинентальных стран с миром. Способствовать этому призваны также заключенные «пятеркой» в ходе Пятого каспийского саммита соглашения о сотрудничестве в области торгово-экономических отношений и транспорта.
При работе над экологическим разделом Конвенции стороны прежде всего исходили из того, что любая деятельность в Каспийском море не должна наносить ущерба окружающей морской среде и биологическому разнообразию. Экологическая система Каспия и все ее компоненты должны всемерно защищаться и сохраняться. Прибрежные страны уже давно активно сотрудничают в этой сфере на основе Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной пятнадцать лет назад в Тегеране, сообща и комплексно регулируют антропогенное воздействие на морскую среду, решают проблемы, связанные с загрязнением моря из различных источников, в том числе расположенных в прибрежной зоне.
Кроме изложенного, в Конвенции досконально прописаны исключительные права стран-участниц регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своих территориальных водах, рыболовных зонах и секторах. Морские научные исследования в пределах территориальных вод, рыболовных зон и секторов прибрежных государств могут осуществляться только с их письменного разрешения и на установленных ими условиях.
Особое внимание в Конвенции уделено вопросам безопасности на Каспийском море. Найдено взаимоприемлемое решение по проблеме, касающейся возможности осуществления военной деятельности. Учитывая вероятность возникновения новых вызовов и угроз стабильности в регионе, а также принимая во внимание необходимость присутствия военных формирований на Каспии в антитеррористических целях был коллективно сформулирован принцип, касающийся «обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех Сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга». Этот принцип рассматривается во взаимосвязи с другими конвенционными принципами, а именно: «соблюдения согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности, в том числе в соответствии с заключенными между всеми Сторонами международными договорами», а также «использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами».
В Коммюнике Пятого каспийского саммита общее понимание глав прибрежных государств по обеспечению интересов в сфере безопасности отражено тезисом о необходимости разработки и принятия согласованных мер доверия в области военной деятельности на Каспии.
Нам удалось достичь консенсуса по важному принципу о неприсутствии на море вооруженных сил, не принадлежащих каспийским странам.
В развитие вышеупомянутых принципов, в Актау заключено Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море, определяющее правила плавания военных кораблей и полетов воздушных судов вооруженных сил.
В Конвенции имеется договоренность о коллективном противодействии любой неправомерной деятельности на Каспии. В целях ее практической реализации на полях Актауского саммита подписаны три межправительственных протокола о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о взаимодействии пограничных служб.
Говоря о значении Конвенции, на саммите в Актау Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что она создает не только эффективный правовой режим, но также открывает новую страницу в истории пятистороннего сотрудничества и будет способствовать кооперации каспийских государств в новых условиях.
К сегодняшнему дню прибрежными государствами сообща выстроен крепкий каркас системы взаимоотношений в различных областях деятельности на Каспийском море. В совокупности с Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря, мы имеем значительную правовую базу из семнадцати пятисторонних международных договоров. Очевидно, что она будет расширяться, пополняясь новыми необходимыми документами. В ближайшем времени сторонам предстоит ратифицировать Конвенцию, поскольку это является необходимым условием ее вступления в силу.
Заключив Конвенцию, прикаспийские государства продемонстрировали миру сплоченность в создании эффективного механизма, позволяющего расширить перспективы реализации их потенциала. Созданы благоприятные условия для углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества, развития новой транзитно-транспортной инфраструктуры. Урегулирование комплекса территориальных и ресурсных вопросов нацелено на устранение потенциальных разногласий. Это будет содействовать устойчивому развитию и стабильности в регионе, благотворно скажется на всех аспектах жизни в наших странах.