Сибирь — центр экономического и человеческого развития России
Источник: http://www.sbras.info
В рамках дискуссии «Стратегия развития Сибири. Инициативы сибирских регионов» на Красноярском экономическом форуме — 2019 обсуждался проект развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0» и интегрирующая роль Плана комплексного развития СО РАН для макрорегиона.
«Благодаря Сибирскому отделению РАН экономики Новосибирска, Томска, Красноярска и Иркутска опираются на научно-инновационные заделы, — сказал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Иванович Меняйло. — Здесь работают вузы, получившие международное признание, образование, которое они дают, востребовано не только в России, но и за рубежом: год от года повышается количество иностранных студентов. Сибирское отделение РАН должно быть связующим звеном для развития всех сфер деятельности в регионе, и это требует кропотливой работы по выполнению Плана комплексного развития СО РАН, на который, в свою очередь, накладывается то поручение, данное президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным по «Академгородку 2.0». Для нас важно обеспечить сбалансированное развитие, поэтому проекты должны дополнять друг друга». По словам С.И. Меняйло, необходимо усиливать взаимодействие арктических территорий нашего округа с южными, наращивать технологические и кооперационные связи. От успеха этой работы будут зависеть экономические и финансовые результаты развития всех регионов. По мнению Сергея Ивановича, развитие науки и образования, комплексные проекты решат задачу роста конкурентоспособности территорий в привлечении и закреплении амбициозных и профессиональных кадров. Необходимо продумать программы по сбалансированному пространственному развитию Сибири, включая развитие приграничных, сельских территорий и отдаленных труднодоступных арктических районов. Нужно создавать там комфортные условия для жизни, в том числе соответствующую инфраструктуру, чтобы люди не уезжали, а оставались работать.
Сергей Меняйло отметил, что развитие агломераций, которое неоднократно обсуждалось в рамках КЭФ'2019, необходимо, но при этом не нужно забывать о том, что территория Сибири обширна, и есть промышленная, технологическая и научно-образовательная база для их комплексного и сбалансированного развития. На юге округа сейчас существуют крупные городские агломерации, которые стали научно-образовательными и транспортно-логистическими, промышленными, торгово-финансовыми, культурными и административными центрами. «Их услугами и преимуществами пользуются все сибиряки, однако мы с вами понимаем, что на сегодняшний момент агломерации стягивают население, и при общем оттоке людей из Сибири сельские территории и малые города остаются пустыми. Агломерации являются локомотивами роста, но они должны развиваться не только за счет рабочей силы, а, на моей взгляд, за счет высокотехнологичных производств, информационных технологий и роста производительности труда», — сказал полпред СФО.
В связи с изменениями системы финансирования проекты развития социальной среды невозможно воплотить только за государственный счет, в настоящий момент предусмотрено лишь частичное финансирование из федерального бюджета, которое должно стать основой для реализации мероприятий национальных проектов, однако необходимо развивать экономику региона для того, чтобы строить социальные и инфраструктурные объекты. Кроме этого, нужно сформировать механизм управления ими.
В Стратегии пространственного развития РФ, которая принята 13 февраля 2019 года, территория Сибири впервые поделена на два макрорегиона: Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ будут разработаны их стратегии.
«Сейчас утверждена стратегия развития двух макрорегионов, что тоже накладывает свой отпечаток. Представляется целесообразным создание единой системы управления их развитием. Для этого есть разные механизмы, например такие, которые реализованы на Дальнем Востоке, на Кавказе. Подобную роль на себя может взять Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» и ее исполком: координировать, курировать, контролировать проектные офисы или дирекции двух этих макрорегионов», — сказал Сергей Меняйло. Он добавил, что основания для такой системы управления есть, они прописаны в указе Президента РФ об основах государственной политики регионального развития. В исполком МАСС входят представители законодательной, исполнительной власти и другие заинтересованные структуры. Недавно с правом совещательного голоса туда также вошло Сибирское отделение РАН.
По словам Сергея Меняйло, законодательная и нормативно-правовая база могут затруднять реализацию национальных проектов, однако уже дано поручение о внесении изменений, в том числе в ФЗ № 44 для мероприятий в рамках национальных проектов. Кроме того, предлагается, например, сократить сроки по подготовке к добыче полезных ископаемых (сейчас они составляют от 3,5 до 5,5 лет).
«Необходимо снять межрегиональные инфраструктурные барьеры: правительством РФ принят комплексный план развития магистральной инфраструктуры, президентом РФ дано поручение интенсифицировать газификацию регионов. Инфраструктурные проекты должны быть синхронизованы для обеспечения эффекта взаимодействия экономики регионов. Я прошу МАСС, Сибирское отделение РАН, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН совместно с регионами, властью, с привлечением бизнес-сообщества посмотреть и скорректировать планы. Необходимо соединить все лучшие практики и наработки, в том числе и институтов СО РАН, различных регионов для того, чтобы сформулировать план реализации стратегии развития. Одновременно требуется продумать, каким документом в системе государственного управления это должно быть оформлено, подготовить проект такого документа и обосновывающие материалы. Тем более что та конструкция системы управления, о которой я сказал, не требует вложений из федерального бюджета, она опирается на регионы, заинтересованные в ее работе», — сказал Сергей Меняйло.
Полпред СФО акцентировал особое внимание на развитии Арктики, отметив, что именно на этой территории реализуются масштабные проекты, связанные с развитием Северного морского пути. Он подчеркнул, что научный, образовательный, промышленный потенциал Сибири, а также наличие здесь природных ресурсов и полезных ископаемых делает разработку такого плана возможной. «У нас свой путь, мы должны брать лучшие практики, но адаптировать их под свои условия, свой менталитет и наш уровень экономического развития», — резюмировал Сергей Меняйло.
Заместитель председателя — член правления государственной̆ корпорации развития «ВЭБ.РФ» Андрей Николаевич Клепач отметил, что для реализации Стратегии пространственного развития РФ необходима поддержка в регионах, бизнес-структурах и экспертном сообществе: «В первую очередь — людьми, которые живут на этих территориях. Стратегия — по сути, общественный проект развития Сибири. В 2019 году мы сможем ее полностью представить. Важно, чтобы это был не просто документ, она должна воплощаться в жизнь и иметь поддержку». Проект прорабатывался совместно экспертами, промышленностью, МАСС и СО РАН. Акцент в документе сделан на повышении конкурентоспособности и увеличении темпов экономического роста, однако одновременно в стратегии затрагиваются задачи сохранения природы и создания благоприятной среды для человека: необходимо создать такие условия, чтобы Сибирь стала прирастать населением, и найти баланс между добычей полезных ископаемых и сохранением природы.
Андрей Клепач отметил, что в стратегии делается акцент не только на Сибирский федеральный округ, но и на Восточную Сибирь: Иркутскую область, республики Саха (Якутия) и Бурятия, Забайкалье — последние из перечисленных регионов теперь входят в состав Дальневосточного федерального округа. Кроме того, сейчас есть предложение выделить Южно-Сибирский макрорегион. «Однако это не должно создавать границ между регионами, это — средство, чтобы обеспечить межрегиональное взаимодействие и цельность развития. Ключевая задача — изменить тенденции 1990—2000 гг. Ломоносов говорил, что Россия будет прирастать Сибирью, но все эти годы Россия прирастала Москвой и Санкт-Петербургом, а удельный вес СФО по населению и внутреннему региональному продукту падал», — сказал Андрей Клепач. Он также отметил, что невозможно добиться прорыва только за счет центральных регионов, необходимо обеспечить рывок в развитии Сибири.
«Только за счет национальных проектов или сохранения традиционного и межбюджетного распределения средств этого сделать нельзя, нужны структурные и институциональные маневры, должен появиться центр управления и согласования действий на уровне макрорегиона. Сейчас этого центра нет, но есть политический центр полномочного представительства, однако у него нет экономических рычагов воздействия. Часть территорий управляется Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, где есть возможность согласовывать и координировать государственные программы и бюджетные средства. Такая модель предлагается и для центра развития Сибири, что даст возможность маневрировать между регионами», — сказал Андрей Клепач. Он также обозначил идею изменения налоговой системы, в частности предполагается ряд налогов оставлять в распоряжении регионов, тогда как раньше они уходили в федеральный центр. Кроме того, по его словам, планируется ряд мер в сфере социальной политики: изменение подходов к материнскому капиталу и поддержка для тех, кто решит переселиться в Сибирь из других регионов и стран. По словам Андрея Клепача, сейчас совместно с Сибирским отделением РАН прорабатываются 7—11 ключевых научно-технологических кластеров, которые будут связаны не только с добычей и переработкой полезных ископаемых, но и с производством оборудования для сжижения газа, нефтепереработки, нефтехимии, энергетики.
«Если говорить об агломерациях и крупных городах, то в Сибири у них своя специфика: отсутствуют такие крупные образования, которые сложились вокруг Москвы и Санкт-Петербурга в европейской части России. Однако у нас есть соединения-“звездочки” городов, которые растут и становятся драйверами для всей Сибири. Это, например, Новосибирск — Томск, Барнаул — Новокузнецк — Кемерово. Для них нужна своя инфраструктура, причем не только транспортная. Необходима “увязка” бизнеса, качества городской среды и создания условий для притока населения», — акцентировал Андрей Клепач. Говоря о ресурсных кластерах, он предложил выделить Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский регионы (как это было в предыдущей стратегии развития Сибири), а также Арктическую и Северную зоны, Срединную и Южную Сибирь. По его мнению, необходимо делать ставку на более глубокую переработку сырья и развитие транспортных маршрутов: системы автодорог, скоростного железнодорожного движения и авиации, которая позволит сократить переезды между городами Сибири с 5—8 часов до 1,5—2, что даст другую систему бизнеса и качества жизни.
Также Андрей Клепач считает, что нужно использовать огромный научный и инновационный потенциал Сибири (в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске), который конкурентоспособен на мировом уровне.
Уникальные природные богатства, например Байкал и Телецкое озеро, Минусинскую долину, можно превратить в мощные оздоровительно-рекреационные центры мирового уровня, считает Андрей Клепач. Он видит возможность привлечения в эти проекты иностранных инвестиций, но при этом подчеркивает, что необходимо сохранять экологическую ценность и красоту этих объектов.
«Таким образом, есть возможность совместными усилиями выработать целостную стратегию развития Сибири, которая при этом не будет набором проектов, а обеспечит сбалансированное развитие. Такая стратегия может стать возможностью для переворота и развития экономики и российского общества в целом, чтобы оно действительно прирастало Сибирью, а не только Москвой и Санкт-Петербургом», — сказал Андрей Клепач.
Вице-президент по региональной̆ политике и взаимодействию с органами власти и управления ОК РУСАЛ Елена Степановна Безденежных более подробно рассказала о проекте «Енисейская Сибирь».
Под «Енисейской Сибирью» понимается макрорегион, где планируется реализовать масштабные инвестиционные проекты, в него войдет Красноярский край, а также республики Хакасия и Тува. Предполагается, что за десять лет сумма инвестиций составит порядка 500 млрд рублей, развивать свои проекты будут такие компании, как РУСАЛ, «Норникель», СУЭК и другие. Эти средства планируется вложить в добычу и переработку металлов, совершенствование транспорта, энергетики, сельского хозяйства. В своем выступлении Елена Безденежных отметила, что предполагается создать площадку для развития малого бизнеса, где у него будет возможность использовать площади и сырье, чтобы снизить затраты и нарастить собственные компетенции.
Модератор дискуссии директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН член-корреспондент РАН Валерий Анатольевич Крюков отметил: то, что формируется в рамках «Енисейской Сибири» — это поиск моделей и подходов, связанных с формированием пространственно-ориентированной модели индикативного планирования.
Президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Егорович Дмитриев считает, что у Сибири есть потенциал очень быстрой диверсификации экономики. «Перспективы Сибири существенно меняются в свете того, что произошло в последние десять лет. 80 % мирового внутреннего валового продукта к 2030 году будет находится на территории Евразии. Торговля растет опережающими темпами, увеличивается доля сухопутных торговых потоков, 2/3 из которых идут через территорию России, и значительная часть этого объема — через Сибирь. Это будет сопровождаться развитием скоростной инфраструктуры, которая превращает Сибирь в географический центр этой торговли. Сибирь станет приграничной территорией с хорошим доступом на все ведущие рынки Евразии», — сказал Михаил Дмитриев. По его словам, на фоне этих процессов сейчас Сибирь можно назвать малой открытой экономикой: весь ВВП Евразии — порядка 70 триллионов долларов, ВВП Ангаро-Енисейского региона составляет примерно одну десятую этого объема.
Михаил Дмитриев рассказал о том, как шло экономическое развитие Финляндии, отметив, что такой опыт диверсификации экономики может быть полезным для Сибири. «Естественное развитие Сибири — это очень быстрый потенциал диверсификации. В некоторых сферах даже не нужно особенно что-то делать, в некоторых — сделать многое. Пока недооценивают агропромышленный комплекс с учетом глобального потепления и дефицита земель, пригодных для сельскохозяйственного использования в южных странах, особенно в странах Азии; международный туризм, который мог бы привлечь миллионы людей из соседних стран; транспорт и логистику; промышленные отрасли: нефтехимию, создание транспортного оборудования и приборов для энергетического комплекса; атомную энергетику, строительные материалы, сибирскую органическую косметику и фармацевтическую продукцию», — сказал Михаил Дмитриев.
Сергей Меняйло дополнил, что необходимо развивать сектор высокотехнологичных медицинских услуг, в том числе для граждан соседних государств, производство и поставку продуктов питания. Отдельное внимание, по его мнению, необходимо уделять развитию сельских территорий и отдаленных труднодоступных мест с целью сохранения в этих регионах человеческих ресурсов. Он считает, в этой работе необходимо прежде всего опираться на частные проекты. «Сибирь будет прирастать населением только тогда, когда мы создадим комфортные условия жизни для людей: доступ к сотовой связи и интернету, хорошую медицину, высокие зарплаты и другое», — сказал Сергей Меняйло. Он отметил, что предыдущий опыт развития территорий строился на предоставлении различных преференций в виде кредитов или льготных условий, однако, по его мнению, необходимо придумать другой путь. «Любая задача решается выполнением конкретных мероприятий. При этом самое сложное — скоординировать структуры, задействованные в реализации», — резюмировал Сергей Меняйло.
Валерий Крюков отметил, что без науки и системного подхода добиться этих результатов нельзя. По его мнению, наука должна действовать не сама по себе, она нуждается во встраивании в систему функционирования экономики России. Новосибирская область стала пилотным регионом, где наука выступает инструментом, который поможет решить проблемы, возникающие сейчас в сибирской экономике.
Заместитель губернатора Новосибирской̆ области Андрей Викторович Жуков сказал, что в ситуации отсутствия документа общего планирования сибирских регионов между ними складывается конкуренция за человеческие ресурсы, технологии, рынки. «Однозначно мы получим эффект в виде оттока квалифицированных кадров с ближайших территорий и из соседних регионов, поэтому нужно вспомнить хорошие примеры советской экономики, когда была схема распределения производительных сил, индикативное планирование. Необходимо сбалансировать документы планирования, чтобы стала возможна кооперация с соседними регионами», — сказал Андрей Жуков.
В Новосибирской области в конце 2018 года была разработана Стратегия развития Сибири до 2030 года, в этом году она принята и одобрена. Одним из разделов этого документа стал раздел экономики знаний, которая сформировалась на основе инфраструктуры, исторически сложившейся в НСО: Сибирского отделения РАН, вузов разной направленности, технопарков. «Поэтому принято решение развивать преимущественные для нашей области ресурсы и потенциал в виде научной, инновационной и образовательной среды. У нас два основных трека, по которым мы будем в дальнейшем себя позиционировать: транспортно-логический хаб и научно-образовательный, технологический хаб», — выделил замгубернатора. Он также отметил, что в рамках выполнения поручений президента РФ была разработана программа развития Новосибирского научного центра — «Академгородок 2.0». В нее вошли более 97 проектов, и 31 из них — научные и инновационные. Все эти проекты прошли экспертизу и сегодня находятся в достаточной степени готовности для их воплощения. Некоторые из них попали в инициативы федерального уровня, в частности два проекта: источник синхротронного излучения СКИФ и Центр генетических технологий, — уже находятся в стадии реализации. «Мы считаем, что это первые драйверы роста, позволяющие в дальнейшем развить инфраструктуру, которая позволит привлечь на нашу территорию пользователей конечных продуктов», — отметил Андрей Жуков. Новосибирская область за счет создания научно-образовательного центра мирового уровня готова формировать площадки в виде инжиниринговых центров крупных госкорпораций. По словам А. Жукова, эта работа уже ведется: ряд компаний готовы разместить на территории области свои инновационные структуры или рассматривают такую возможность. «Один из механизмов реализации нашего проекта предусматривает создание научно-образовательного центра, мы предполагаем, что этот инструмент позволит увязать переход достижений образования и науки в реальный сектор экономики», — акцентировал Андрей Жуков. Он отметил, что необходимо уходить от сырьевой зависимости и создавать условия для экономического роста СФО и выхода на международные рынки.
Завершая мероприятие, его модератор Валерий Крюков резюмировал необходимость налаживания внутреннего рынка Сибири в целях повышения общей конкурентоспособности региона. Он также отметил, что в этом направлении регионам необходимо двигаться в кооперации и с учетом глобальной перспективы.
«Наука в Сибири»