Очередная, 42-я по счету сессия Всемирного экономического форума /ВЭФ/ завершилась сегодня в швейцарском Давосе.
В течение пяти дней 2,6 тыс представителей властных структур, бизнес-элиты и общественных организаций со всего мира размышляли о том, как осуществить «Великое преобразование» и «создать новые модели».
Именно такой девиз был выбран организаторами форума для завершившейся сессии. Основная идея заключалась в поиске альтернатив капиталистической системе, которая, по убеждению основателя и исполнительного председателя ВЭФ Клауса Шваба, «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».
Стоит отметить, что девизы для ежегодного Давосского форума всегда выглядят довольно претенциозно, чтобы соответствовать масштабу встречи и традиционно высокому статусу ее участников.
Например, в этом году на горнолыжном курорте собралось около 40 глав государств и правительств, а также руководители центробанков ведущих стран, лидеры крупных международных организаций, компаний и корпораций.
То есть люди, которые привыкли и готовы мыслить глобально и масштабно, но сначала предпочитают ответить на наиболее важные вызовы сегодняшнего дня.
На этот раз такой проблемой стало сложное экономическое положение в еврозоне. Эта тема не числилась основной на форуме, но то, что она стала лейтмотивом встречи, никого не удивило.
О направлении будущих дискуссий говорило хотя бы имя главного докладчика форума – канцлера Германии Ангелы Меркель. Выступая на открытии сессии, она призвала страны Европы к более тесной кооперации на пути решения стоящих перед блоком проблем.
«Мы готовы идти дальше и продолжать работать над развитием интеграционного проекта “Европа”, — заверила канцлер. На следующий день эту тему развил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, призвавший страны еврозоны брать пример с Лондона и не избегать тяжелых и непопулярных решений в своей политике, если их целью является выход из экономического кризиса.
По мнению директора-распорядителя Международного валютного фонда /МВФ/ Кристин Лагард, то обстоятельство, что кризис сейчас в большей степени поражает еврозону, не означает, что другие государства могут позволить себе спокойно ждать, пока европейцы сами решат свои проблемы.
“Ситуация не ограничивается одним регионом. Ни одна страна не защищена, и все заинтересованы в том, чтобы этот кризис был разрешен адекватным способом. Сейчас самое время для этого”, — подчеркнула она.
При этом Лагард недвусмысленно показала участникам дискуссии и всем присутствующим свою сумочку, заметив, что она привезла ее в Давос, чтобы “собрать немного денег”.
Это предложение было воспринято экспертами с большой долей скептицизма. И дело не в том, что другим странам жалко денег, а в том, что никто не хочет расплачиваться за проблемы соседа, если тот к тому же так и не навел порядок в собственном доме.
“Не будет новых вкладов в МВФ от других стран „большой двадцатки“, включая Великобританию, пока мы не увидим цвет их /европейских/ денег, — предупредил британский министр финансов Джордж Осборн.
„Европа должна сделать все возможное, иначе я не думаю, что развивающиеся страны, включая Китай, захотят перечислять больше средств в МВФ“, — предупредил японский министр национальной стратегии, государственный министр по экономической и финансово- бюджетной политике, государственный министр по научно- технической политике Мотохиса Фуракава.
Для главы же администрации Гонконга Дональда Цанга „не важно, какой толщины будет преграда против пожара, рынок будет смотреть на природу экономик, которые находятся под ее защитой“.
В отношении будущего еврозоны раздавались и довольно радикальные прогнозы. Так, председатель правления Сбербанка Герман Греф предрек, что европейский валютный союз закончится „большим крахом, разборкой между более конкурентоспособными странами и менее конкурентоспособными странами“, предположив, что выход Греции из еврозоны „стал бы рациональным шагом как для Европы, так и для Афин“.
Сложилось впечатление, что тема положения в еврозоне настолько заняла думы участников форума, что их с трудом хватало на другие страны. Единственной сессией, посвященной России, на этот раз стал „круглый стол“, на котором обсуждался политический, социальный и экономический пейзажи в России в 2012 году.
Да и то, сессия прошла в закрытом для прессы режиме. Один из участников „круглого стола“, президент группы компаний „Ренова“ Виктор Вексельберг признался после встречи, что, вопреки его ожиданиям, на ней не было острого обсуждения России в контексте политического календаря, предстоящих выборов, происходящих политических событий.
То, что дискуссия прошла спокойно, предприниматель связал с тем, что „предсказуемость в целом по отношению к России на сегодняшний день находится на очень высоком уровне“.
По мнению же другого участника дискуссии, главы ВТБ Андрея Костина, столь ровное отношение бизнес-сообщества объясняется тем, что иностранные предприниматели „уверены, что будет победа Путина, и рассчитывают, что эта победа даст ему возможность углубить реформы и провести дальнейшую модернизацию“.
По описанным выше причинам рассчитывать на большое внимание к России на сессиях особенно не приходилось. Альтернативой стали мероприятия „на полях“ форума.
Так, на традиционном деловом завтраке Сбербанка было проведено голосование, на котором его участники определили три основных риска для России. Ими стали коррупция /23,8 проц/, чрезмерный государственный сектор экономики /17,5 проц/ и устаревшая политическая система, отсутствие системы сдержек и противовесов /16,2 проц/.
Комментируя результаты этого голосования, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, приехавший на этот раз в Давос как частное лицо, заметил, что „прозрачности и эффективности власти не будет без политической конкуренции“, подчеркнув важность достижения в обществе толерантности, „несмотря на политические взгляды“.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, в свою очередь, признал, что корни многих существующих в России проблем кроются в нынешней политической системе, однако отметил, что подходить к ее изменению надо очень аккуратно, избегая крайностей.
По мнению же помощника президента РФ Аркадия Дворковича, основная проблема в России — „чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь, постоянное давление со стороны государства“, а также „невозможность для людей пробиться туда, куда они хотят, в том числе и из- за коррупции“.
Дискуссия на завтраке по внутрироссийской тематике была очень острой, откровенной, но, что примечательно, ее участники также не смогли избежать обсуждения проблем еврозоны.
Проведенное интерактивное голосование определило в качестве основных вызовов для европейских стран значительные различия между государствами в конкурентоспособности и качестве институтов, дефицит лидерства и стратегического видения, долговой и финансовый кризис.
Это голосование не имеет никакой официальной силы, точно так же, как и дискуссии, которые велись на протяжении пяти дней в Конгресс-центре Давоса. Однако круг определенных проблем как нельзя лучше отражает цели, поставленные политической и бизнес-элитой перед странами еврозоны.