Состоится дефолт Греции или она уже находится в состоянии дефолта – на этот вопрос давно невозможно ответить однозначно. Так или иначе, никто всерьез спасать греков не собирался и не собирается. Деньги банкиров волнуют власти Евросоюза куда больше, чем жизнь населения Греции. Об этом говорит и одобрение Брюсселем новой программы кредитования страны на 130 млрд. евро при отсутствии малейших признаков эффективности предыдущей программы. Всё делается только для того, чтобы удовлетворить аппетиты международных банков. Уже ясно, что жесткая фискальная политика стране не поможет, но банкиры хотят вернуть свои вложения, они не хотят ждать, пока Греция сможет выплатить долги сама. Да и сможет ли она это когда-либо?!
Кроме того, если уж речь идет о дефолте, а рейтинговое агентство Standard & Poor's в конце февраля понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Греции на две ступени - с «СС» до «селективного дефолта», европейские лидеры и финансовые круги хотели бы сделать его «упорядоченным», что и происходит. Ибо в противном случае, как считают эксперты Института международных финансов (IIF), он обойдется Евросоюзу в один триллион евро.
При худшем варианте Ирландии и Португалии может потребоваться дополнительное финансирование объемом в 380 млрд. евро в течение пяти лет. Италии и Испании потребуется 350 млрд. евро для того, чтобы остановить развитие долгового кризиса. Издержки, связанные с дополнительной рекапитализацией банков, составят еще 160 млрд. евро, отмечает IIF.
Еще больше тревожит аналитиков то обстоятельство, что социально-экономическая обстановка быстро ухудшается не только в Греции, но и в остальных странах еврозоны, да и в ЕС в целом. Недавний саммит ЕС вроде бы поставил точку в решении долговой проблемы. 25 из 27 стран Евросоюза (исключение составили Великобритания и Чехия) подписали Фискальный пакт, предполагающий, что дефицит национального бюджета не должен превышать 0,5% ВВП страны, если ее государственный долг не превышает 60% ВВП, и 1% для стран с более крупным госдолгом. Для нарушителей «конвенции» предусмотрели финансовые санкции в размере 0,1% ВВП. «Нижняя точка финансового кризиса в Европе пройдена», - бодро возвестил президент Евросоюза Херман Ван Ромпей. «ЕС переходит от политики кризиса к политике роста», - провозгласил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Однако никто из руководителей ЕС не в состоянии объяснить, как может расти экономика при столь жестких финансовых ограничениях. В Испании, например, складывается «полугреческая» ситуация. Понятно, что требовать от испанцев однопроцентного дефицита бюджета столь же нереально, как и отмены корриды. Еврокомиссия хочет от Мадрида снижения дефицита бюджета до 4,4% в 2012 году. Однако премьер-министр Мариано Рахой предлагает ограничиться 5,3-5,5%, поскольку страна нуждается в стимулирующих мерах, а не в ограничениях.
Схожая ситуация и в ряде других стран. В итоге Европа разделилась во мнениях. Одни подчеркивают необходимость соблюдения принятых обязательств, другие настаивают на дополнительных ресурсах для восстановления экономического роста. И неизвестно, чья точка зрения победит. Дело в том, что пакт протащили совместными усилиями Берлина и Парижа, но в конце апреля – начале мая во Франции состоятся президентские выборы. Лидером избирательной гонки является социалист Франсуа Олланд, а он-то как раз противник пакта и дальнейшего сокращения расходов.
Пока же фактом европейской действительности стала рецессия. Еврозона сейчас, как заявил 6 марта еврокомиссар по экономическим вопросам Олли Рен, находится в состоянии «мягкой рецессии». Согласно пересмотренным данным Евростата, в IV квартале 2011 года ВВП еврозоны, как и всего ЕС, сократился на 0,3% по сравнению с результатами июля-августа. По итогам прошлого года экономика ЕС выросла всего лишь на 1,5%, еврозоны и того хуже - на 1,4%. В рецессию впали экономики Бельгии, Нидерландов, Чехии, Италии, Португалии, Словении, Греции. Это уже вторая рецессия за последние три года, то есть «нижняя точка» кризиса Европы отнюдь не пройдена.
Негативные тенденции будут наблюдаться и в этом году, причем отрицательный рост продолжится в течение всех 12 месяцев. Есть и более мрачные прогнозы. Так, министр промышленности Бельгии Поль Маньет полагает, что Еврокомиссия ведет неправильную экономическую политику, которая может обернуться 15-летней рецессией, так как планы сокращения бюджетов, в том числе и социальных расходов, неминуемо ведут к спаду в экономике. Поль Маньет считает, что вместо реализации Фискального пакта Евросоюз через ЕЦБ и Европейский инвестиционный банк (EИБ) должен помочь пострадавшим от долгового кризиса странам выплатить их «исторические долги».
А о том, что рецессия в Европе всё глубже и ВВП снижается, говорит индекс деловой активности. Если в январе он составлял 50,4 пункта, то в феврале снизился до отметки 49,3 пункта. Известно, что значение выше 50 пунктов говорит о росте деловой активности и, соответственно, наоборот.
ВВП 17 стран еврозоны сократится в первом квартале и в 2012 году в целом на 0,3%, а экономика 27 стран ЕС покажет за год нулевое изменение, сообщила в конце февраля «The Wall Street Journal». Между тем в ноябре прошлого года прогноз был иным: надеялись, что в 2012 году рост ВВП еврозоны составит 0,5%, а ЕС – 0,6%. Теперь Еврокомиссия существенно ухудшила экономические прогнозы для Италии, Испании и Греции. ВВП Италии снизится, согласно этим прогнозам, на 1,3% за год (ранее ожидался рост на 0,1%). Испанская экономика потеряет в этом году 1% по сравнению с ожидавшимся в ноябре ростом на 0,7%. Прогноз сокращения греческого ВВП пересмотрен с 2,8% до 4,3%. Оценка роста ВВП Франции тоже снижена с 0,6% до 0,4%. Германия, по данным Еврокомиссии, сохранит ведущие позиции в еврозоне: после временного спада в начале года в целом за 2012 год немецкий ВВП вырастет на 0,6% благодаря сильному внутреннему спросу и стабильности рынка труда.
Экономический кризис, охвативший Европу, является очень серьезным, а его последствия будут ощущаться в течение ближайших десятилетий, считает министр финансов США Тимоти Гайтнер. Он говорит, что, помимо ЕЦБ, помочь Евросоюзу должен МВФ, но для этого надо увеличить его ресурсы. По подсчетам, для решения экономических проблем Европы в настоящий момент требуется до 600 млрд. долларов. Ранее сообщалось, что большую часть этих средств готовы предоставить страны БРИКС и Япония, но пока потенциальные спонсоры МВФ явно не торопятся. В странах группы БРИКС, например, ссужая МВФ, хотели бы добиться перераспределения квот в фонде в свою пользу, то есть лишить США господствующего положения в этих двух самых крупных международных финансовых учреждениях.
Китай, правда, действует, но характерными для него методами. В начале марта стало известно, что Китайская инвестиционная корпорация (КИК) получила от правительства дополнительно 30 млрд. долларов для инвестиций за рубеж, прежде всего, в те страны Европы, где кризис принял наиболее острые формы. В условиях кризиса ослабевают традиционные политические ограничения на допуск китайского капитала в ключевые отрасли, и компания намерена этим воспользоваться. То есть Пекин нацелен не на помощь МВФ, а на скупку реальных активов и получение доступа к высоким технологиям.
* * *
Рецессии в странах Евросоюза подхлестнула рост безработицы, которая в зоне евро по итогам января достигла 10,7%. Текущий уровень безработицы является историческим максимумом. Предыдущий рекорд составлял 10,3%. По оценкам Eurostat, число оставшихся без работы граждан 17-ти стран еврозоны превысило 16,9 млн. человек. По сравнению с январем 2011 года, когда уровень безработицы составлял 10%, число безработных в странах зоны евро увеличилось на 1,221 миллиона человек.
Уровень безработицы в 27 государствах - членах ЕС в январе 2012 года вырос до 10,1% (около 24,3 млн. человек). Годом ранее этот показатель составлял 9,5%. За год количество незанятого населения в Евросоюзе увеличилось на 1,488 млн. человек. Самый высокий уровень безработицы среди стран ЕС в Испании - 23,3%. В Греции этот показатель на ноябрь 2011 года (последние имеющиеся данные) составлял 19,9%, в Ирландии и Португалии - по 14,8%. А всего за последний год, сообщает Eurostat, безработица выросла в 15 государствах Евросоюза.