О деятельности Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ
Руководитель МФГС Армен Смбатян: «Только культурный человек знает, как правильно потратить деньги»
10.04.2012 Известия
Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) Армен Смбатян рассказал обозревателю «Известий» Константину Волкову о том, почему страны СНГ заинтересованы в культурной интеграции с Россией.
Армен Багратович, как зародилась идея создать Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества?
После
распада СССР стало понятно, что необходимо сохранить накопленное во
времена Союза культурное достояние и культурные связи. Как заметил
Михаил Швыдкой в одном из интервью, «Фонд помог нам не потерять друзей».
Создание Фонда оказалось непростым делом. В начале девяностых годов
многие были настроены отрицательно по отношению к наследию СССР,
критично относились к интеграционным процессам в любой сфере, таким
скептикам везде мерещилось наследие Политбюро. Во всех странах бывшего
СССР не хватало денег на культуру, у появившихся суверенных государств
были иные неотложные заботы. Когда я был министром культуры Армении,
вместе с моими коллегами-единомышленниками – Михаилом Швыдким в России,
Поладом Бюль-Бюль Оглы в Азербайджане, Майей Кобахидзе в Грузии – мы
пытались создать такой фонд. Но эта инициатива не получила тогда должной
поддержки в молодых государствах.
Только в 2004–2005 годах
начали вырисовываться контуры МФГС – организации новой по назначению и
целям. В создании Фонда принимали участие великие артисты Кирилл Лавров
и Михаил Ульянов, Михаил Швыдкой, тогда руководитель Федерального
агентства по культуре и кинематографии, помощник президента России
Джахан Поллыева, председатель Совета по культурному сотрудничеству
министров культуры стран СНГ Полад Бюль-Бюль Оглы, специальный
представитель Казахстана по вопросам культурно-гуманитарного
сотрудничества в СНГ Дюсен Касеинов, ректор МГУ Виктор Садовничий и
многие другие.
Почему в новом тысячелетии идея Фонда была наконец-то принята?
В
начале двухтысячных, несмотря на ряд кризисных этапов, экономическая
жизнь на постсоветском пространстве стабилизировалась, люди перестали
думать о сиюминутных заботах, смогли осмотреться и вглядеться в будущее –
свое и своих детей. Именно тогда в очередной раз за всю историю
человечества стало ясно, что культура может оказать большую помощь в
отношениях между народами и странами, поможет решать важные задачи
существенным образом, не откладывая их рассмотрение на неопределенное
время, которого, кстати, может и не хватить. Руководства и общества
стран СНГ перестали опасаться потери независимости, повсеместно
формировалось новое, имеющее современный прагматический подтекст
понимание пользы от управляемых и концептуально
обоснованных интеграционных процессов, особенно в сфере экономики и
культуры. Ну и личные контакты влиятельных в своих сферах деятельности
людей никто не отменял, и они также сыграли большую роль.
Начало
девяностых памятно негативным отношением к России со стороны политиков
новых государств СНГ. А как относились к ней деятели культуры в то
время?
Деятели культуры всегда и везде
относились к России хорошо, с полным пониманием ее роли и назначения в
общечеловеческих и цивилизационных процессах. Это относится, без
преувеличения, к людям культуры во всем мире. В странах бывшего СССР
оставались и сейчас есть деятели культуры, которые во времена СССР
чувствовали себя в одной большой семье и сейчас хотели бы быть вместе с
Россией в едином культурном пространстве. Их более, чем деятелей других
сфер, шокировал распад СССР, хотя многие из них предполагали укрепление
национальных культур как следствие деидеологизации и децентрализации
культуры. На деле все оказалось гораздо сложнее, и, как это всегда
бывает, истина кроется где-то посередине. Создание МФГС, его
деятельность и развитие подтверждают, что большинство стран СНГ осознают
сегодняшние реалии. Я уверен, процесс двустороннего и многостороннего
сотрудничества в сфере культуры между странами СНГ как политического
союза стран бывшего СССР будет развиваться и впредь.
Какие страны первыми изъявили желание войти в Фонд?
Первыми
были Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Азербайджан. Хочу особо
отметить, что инициировала процесс создания МФГС именно Россия, она же
сегодня осуществляет 80% финансирования деятельности Фонда. Я думаю, что
стремление сделать своих соседей более сильными, равными себе и друг
другу во всех областях человеческой деятельности – это главная
особенность русского характера, лежащая в основе одного из
концептуальных направлений в государственной политике российской
державы.
И какое мероприятие стало первым проектом Фонда?
Началось
все с Форума интеллигенции в 2006 году, когда собрались представители
нескольких упомянутых выше стран СНГ. Встреча прошла в новом здании
Библиотеки МГУ, и открывал Форум президент Владимир Путин. Он выступил
очень убедительно, и после его слов все поверили, что Фонд – это
действительно серьезное начинание. Затем стали развиваться
образовательные проекты, были созданы Молодежный симфонический оркестр
СНГ, Международный инновационный центр нанотехнологий в Дубне и многое
другое.
То есть Фонд быстро превратился в заметную организацию?
Да,
Фонд с первых шагов своей деятельности стал в странах СНГ крупным,
представительным и дееспособным элементом культурного пространства, и не
только его. Действительно, взаимовыгодное экономическое сотрудничество
стран и народов без их культурного сближения однобоко, да и вообще вряд
ли возможно. Поговорка, что «богатый человек знает, как заработать
деньги, но только культурный знает, как их правильно потратить», вдвойне
применима к отношениям между государствами.
Не было ощущения, что некоторые считают МФГС официозной структурой, созданной «для галочки»?
Может,
в некоторых кругах и было. Вначале к Фонду могли относиться как к
чему-то показному, его создание рассматривали как попытку создать
средство для контроля над странами Содружества. Но постепенно стало
очевидно, что эта новая структура реально работает, оказывая
колоссальную помощь деятелям культуры, творческой молодежи, совершенно
не претендуя на участие в политике. Поэтому некоторые страны, которые
вначале не понимали целей Фонда и были против него, потом стали серьезно
и целенаправленно поддерживать его деятельность.
Сложно
ли было получать деньги на мероприятия Фонда? Приходилось, наверное,
каждый раз доказывать необходимость тех или иных трат…
Во
всех странах не просто добиваться финансирования культуры и искусств,
очень сложно пробивать это финансирование «снизу», с уровня, которому и
предназначено это финансирование. Решающее значение имела политическая
воля российского руководства, распоряжение российского президента, после
которого все вопросы стали разрешимы.
К вопросу о личностях – вы их видите в современной культуре стран СНГ?
Как
армянин, я могу назвать, например, Вазгена I, Верховного Патриарха и
Католикоса всех армян. Когда он выступал в любой аудитории, перед любым
составом слушателей, они, безотносительно возраста, пола, национальности
и даже знания языка, на котором говорил (Католикос знал несколько
языков), понимали его речь, духовную по смыслу, нравственную по
содержанию и направленную во благо всех людей. Такие персоны нужны
всегда, во все времена, они – своего рода маяки для мира и для людей.
Но внимание к тому, что говорят деятели культуры старшего поколения, со временем снижается, особенно среди молодежи…
Конечно,
у нового поколения другое мышление – интернет, социальные сети и все
такое. Сегодня молодежь чувствует собеседника в основном через
электронных посредников, а не глядя ему в глаза, и к старшим
прислушивается зачастую не потому, что это ей интересно, а чтобы не
обидеть старшего. Но есть и такая молодежь, которая высоко ценит мнение
старшего поколения, прислушивается к его словам. Мне кажется, что
сегодня молодые люди ищут новые формы коммуникации как друг с другом,
так и со старшими. Я как-то общался с участниками Молодежного
симфонического оркестра СНГ и сказал им: «Ребята, мы, старшее поколение,
как смогли, испортили отношения между нашими странами, остались одни
проблемы. Теперь вся надежда по исправлению положения вещей лежит на
вас». Они восприняли мои слова с пониманием и энтузиазмом. Эта молодежь,
собранная в оркестре, – люди разной культуры и разного вероисповедания,
и если они смогут совместно создавать что-то, то, возможно, это и будет
образцом продуктивных современных человеческих отношений и нового
гражданского общества. Я уверен, что на таком созидательном пути следует
искать новую модель развития цивилизации.
По каким принципам происходит отбор мероприятий, проводимых Фондом?
Сделать
совместную постановку или выпустить книгу – это не самоцель. Каждое
наше мероприятие должно принести пользу в более широком смысле.
Показать, например, культуру той или иной страны. Ведь очень многие
сегодня даже не представляют себе всего богатства культурного наследия
народов бывшего СССР.
Нас не интересуют двусторонние проекты,
в которые вовлечены лишь пара государств, – мероприятие должно
затрагивать минимум три-четыре страны. И желательно, чтобы остальным
странам это тоже было интересно, чтобы они захотели принять участие в
чем-то подобном. Таковы научные программы Фонда, осуществляемые в
Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, где работают физики
из многих стран мира, и участие в этих программах привлекает внимание
всех стран – участников СНГ. Недавно здесь с успехом прошел
Международный форум «Инновации. СНГ. Будущее», в котором участвовали
ученые из одиннадцати стран СНГ. В марте в Киеве прошел форум «СНГ:
партнерство в инновациях», а в Кишиневе – V Международный симпозиум
«Экологическая химия – 2012», в работе которых участвовали представители
многих государств СНГ.
Хочу отметить молодежные программы
Фонда. Замечательным праздником для ребятишек стал Международный турнир
по мини-футболу среди детей «Честная игра», прошедший с участием
представителей семи стран Содружества. Фонд учредил премию «Содружество
дебютов» для молодых специалистов из разных гуманитарных отраслей,
проводит регулярные конкурсы среди журналистов стран СНГ, участвовать в
которых в прошлом году желающих было больше тысячи человек. Фонд
организовал Совет ректоров консерваторий, он будет реализовывать идею
создания молодежных симфонических оркестров во всех странах СНГ.
Всего
же на совместные проекты на 2012 год мы получили более 400 заявок,
которые пришли от организаций, министерств, учебных заведений,
творческих коллективов стран Содружества.
Лауреаты премии МФГС «Звезды Содружества», как правило, это люди среднего и старшего возраста?
Да.
Очень бы хотелось привлекать молодых, ведь эта премия – колоссальная
поддержка для человека, и особенно она важна для тех, у кого впереди
много идей и интересных дел. Награда дает стимул, она показывает, что
человека ценят. Однако, как правило, у молодых нет еще заслуг,
достаточных для выдвижения на премию. Надо еще учесть, что во многих
странах сильно традиционное почитание возраста и опыта, особенно на
Востоке. Все это приводит к выдвижению, как правило, людей среднего и
старшего возраста. Но мы ищем возможности, чтобы молодых людей также
рассматривали в качестве претендентов на премию. Постепенно это
получится, я уверен.
У российского
представительства Фонда есть какие-то рычаги давления на остальных
членов МФГС, учитывая, что Россия – основной спонсор?
Единственный
рычаг – это взаимное уважение стран – членов МФГС. Все члены МФГС
прекрасно понимают, что Россия – их главный партнер в сфере культуры и
образования, и очень благодарны ей за это. При этом надо отметить, что
Россия не подчеркивает свое решающее участие в упоминаемых процессах. В
некоторых же странах СНГ, которые и сделали-то всего ничего, находятся
люди, которые громко кричат о своем несущественном участии в обеспечении
культурного сотрудничества и утверждают, что Россия «обязана» им. «Мы
же форпост России, и ей выгодно нам помогать», – говорят они. Хотя на
самом деле им самим без России никуда.
Сегодня в МФГС участвует 8 стран. Планируется ли присоединение новых государств?
Огромный
интерес к Фонду проявляют Молдова, Украина, Туркменистан. Молдова уже
начала готовить документы. Туркменистан, например, осенью проводит 7-й
Форум интеллигенции, а туркменский город Мары стал одной из двух
культурных столиц СНГ наряду с Астаной. Всего в 2012 году в
Туркменистане пройдет 17 крупных мероприятий Фонда. Я встречался с
высокопоставленными лицами Туркменистана, и они прекрасно понимают, что
культурные контакты с Россией пойдут их стране на пользу.
А что с Узбекистаном?
Отношения
с Узбекистаном есть, но проектов, к сожалению, пока немного. Узбекская
сторона активна в двусторонних связях с Россией, а вот в рамках всего
СНГ – не очень.
На дальнее зарубежье выходить собираетесь?
Уже
выходим. Молодежный оркестр СНГ выступал в Нью-Йорке в Генассамблее
ООН, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в крупнейших городах Китая. Сейчас
планируется обсуждение совместной деятельности с Советом Европы. Мы
много работаем с ЮНЕСКО, ЕврАзЭС, Советом Европы, Международной
ассоциацией академий наук, организацией по культурному сотрудничеству
тюркоязычных стран и другими. Чтобы и в странах СНГ, и в Европе о нас
узнали больше, больше уважали нашу деятельность, надо привлекать к
сотрудничеству с МФГС крупные западные фонды. В дальнейшем, при
достижении взаимовыгодного партнерства, такие фонды могут быть
ассоциированными членами МФГС.
Нам надо рассказывать о странах
СНГ, показывать их культурный потенциал. Ведь сегодня в мире очень мало
кто представляет себе, что такое Содружество Независимых Государств. Мы
очень благодарны исполнительному секретарю СНГ Сергею Николаевичу
Лебедеву, поддерживающему нас в этих начинаниях.
А что представляет собой работа с ЮНЕСКО?
Это
совместные проекты. Мы договорились с ЮНЕСКО, что для анонса
партнерских проектов они предоставляют свой логотип. Например, в Париже в
ноябре 2011 года прошла этновыставка традиционного и современного
искусства стран Содружества. И если бы в афише сообщалось, что
мероприятие проводится при поддержке ЮНЕСКО – сразу интерес был бы в два
раза выше со стороны европейцев. В ЮНЕСКО в частности и Европе в целом
хорошо понимают, что в странах СНГ у МФГС больше влияния. И ЮНЕСКО,
возможно, будет финансировать некоторые из наших проектов.
Лауреаты Межгосударственной премии «Звезды Содружества» 2011 года
в области науки и образования:
• Каскабасов Сеит Аскарович, Республика Казахстан, директор Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова, доктор филологических наук, профессор.
в области литературы и искусства:
• Давоян Размик Никогосович, Республика Армения, поэт, общественный деятель.
• Ярмоленко Анатолий Иванович, Республика Беларусь, художественный руководитель ансамбля «Сябры».
• Махмадов Мухаммад-Али, Республика Таджикистан, актер, режиссер.
в области гуманитарной деятельности:
• Алиева Мехрибан Ариф кызы, Азербайджанская Республика, президент Фонда Гейдара Алиева, Посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО.
• Джунусов Ибрагим Коджоназарович, Кыргызская Республика, министр культуры и спорта Кыргызской Республики.
• Бокерия Лео Антонович, Россия, руководитель Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН.
Источник:
http://www.izvestia.ru/news/521399#ixzz1riy2oAZS