Одним портретом можно рассказать о целом мире, о поколениях ушедших и ныне
здравствующих.
Фото Ольги Поповой
Знак человеческий
Художник Леонид
Тихомиров вспоминает о своем туркменском периоде
2012-04-23 / Регина Александровна Бударина -
журналист.
Так случилось, что эти
портреты много лет почти никто не видел. Они стояли в мастерской художника среди других работ, в
запыленных рамах, храня в себе сочные краски яркой туркменской весны. Именно
весной 1959 года Леонид Тихомиров отправился в путешествие по Туркмении. Он
объездил лучшие колхозы и совхозы республики и привез домой, в Москву, 11
портретов простых людей, тружеников, работавших на земле: чабанов, хлопкоробов,
агрономов. Сельское хозяйство Советской Туркмении в то время быстро развивалось
– уже завершилось строительство первой очереди Каракумского канала, снабдившего
водой всю южную часть республики. На орошаемых землях начинали выращивать
хлопок, кукурузу, овощи, вкуснейшие арбузы и знаменитые туркменские дыни.
Появились свои Герои Социалистического Труда, многие туркмены были награждены
орденами и медалями за свой нелегкий труд. Вспоминая о своей поездке, Леонид
Петрович рассказывает: «Мне, конечно, были интересны в первую очередь люди. Я
слышал, что из всех жителей Средней Азии туркмены внешне наиболее красивы. Могу
подтвердить: это действительно так. Но есть в них еще и какая-то детская
чистота, наивность. В философии есть такое понятие: поэтический возраст. Это
про детей. В детские годы мироздание познается через суть вещей, созданных
Богом. У меня сохранилось то давнее впечатление о тех людях, чьи портреты я
писал в туркменских кишлаках, – красота и чистота. Художник ведь сам по себе не
творец, он просто видит суть природы вокруг, суть человека перед ним. А каждый
человек воплощает в себе суть миллиардов людей. По одному портрету можно
рассказать о целом мире, о поколениях ушедших и ныне здравствующих. Портрет –
это не только человек, который на нем, это – знак человеческий».
Несмотря на то что
по-русски художник и его модели объяснялись с трудом, это не помешало зоркому
восприимчивому глазу гостя оценить достоинство и гордую осанку, с которыми
держались люди, позировавшие ему. Неторопливы, спокойны и на первый взгляд
малоэмоциональны, но сколько страсти под этой сдержанностью! И, конечно,
обязательное уважение к гостю и, конечно, традиционное гостеприимство. Это
запомнилось особо. Нелегкая, бедная жизнь, одноэтажные саманные дома с низкими
потолками, почти без
мебели, вместо привычных для москвича кроватей – лежаки. Зато много ковров и
ковриков разного назначения, сотканных из овчины, и одинаковых между ними не
найти. Розовый, алый, но чаще всего бордовый, насыщенно-вишневый,
красно-лиловый. Такой своего рода гимн красному цвету. В каждой местности –
свой орнамент. В саманных домах, увитых зеленым виноградом, в самую жару сохраняется
спасительная прохлада.
«Жара, – вспоминает
Леонид Петрович, – была для меня совсем непривычная. Но воздух сухой, поэтому
дышалось свободно, легко. Я удивлялся, как в таком пекле люди себя прекрасно
чувствуют в халатах, теплых даже на вид, и в густых бараньих папахах.
Оказалось, эта одежда отлично сохраняет температуру тела, как в термосе. А сами
платья и халаты очень интересные, я постарался отразить их необычность в своих
работах. Вообще меня во время этой поездки не покидало постоянное ощущение того,
что я попал в Средневековье, и во многом из-за того, что все окружающие носили
национальную одежду, все женщины были с покрытой головой, в длинных широких
шароварах, и почти все с какими-нибудь тщательно подобранными крупными
украшениями, на вид старинными. Между тем ведь это было советское время, на
полях – современные комбайны и трактора, на дорогах – машины, во всех домах,
где я побывал, постоянно работает радио. Но при этом – строгое соблюдение
традиций, удивительно почтительное отношение к старшим, средневековый уклад.
Жизнь очень простая: дом–земля–дом. Патриархат. И от мусульманской религии
никто не отказывался. Хотя, конечно, об этом не говорили. Такой резкий контраст
между прошлым и настоящим создавал особое настроение».
Это настроение, ощутимо переданное
в картинах Тихомирова, сплеталось и из многих других деталей – многообразия
оттенков красного цвета в коврах, бело-розового тумана цветущих яблонь,
миндаля, персиковых и алычовых садов, густо-бирюзового ночного неба Туркмении.
Задний фон портретов передает тепло и насыщенность майского воздуха, не
отвлекая при этом внимания зрителя, позволяя сосредоточиться исключительно на
лице изображенного.
Одним портретом можно рассказать о целом мире, о поколениях ушедших и ныне
здравствующих.
Фото Ольги Поповой
|
Гостей принимали во дворе
– под навесами. Кормили вкусно, но в памяти осталось только огромное блюдо с
янтарным пловом, исходящее восточными запахами, и чай-чай-чай, много чая.
Посмотреть на гостя-художника собиралась не только вся большая семья, приходили
и соседи. Обычно застолье проходило вечером, становилось прохладней, говорили
мало, рассказывали о традициях, о народных обычаях. Так, запомнил Леонид Петрович
рассказ одного старика о том, почему у путника в их краю обязательно должна
быть с собой кошма из овчины. Оказывается, змеи, скорпионы и ядовитые пауки,
которые во множестве водятся во всех почти районах Туркмении, овчину не любят, и путник может считать
себя в безопасности от них, имея при себе любой предмет из овечьей шерсти.
«Туркмены тех лет, –
отмечает художник, – честно и свято верили в советскую власть, полностью ей
доверяя. Один из тех, чей портрет я писал, во время нашего сеанса сказал мне:
«Вот что я вам сейчас покажу». Очень бережно достал из кармана сверток и
развернул в несколько тряпиц замотанный партийный билет. Это была для него
огромная ценность. К сожалению, многое из той поездки забылось, не могу даже с точностью
сказать, кто именно были те люди, которые остались на портретах, чем они
занимались и за что получили свои награды и ордена. И если бы не подписи на
обороте картин, то забылись бы и их имена. Но помню, что работалось мне легко,
быстро, всего за один-два сеанса позирования удавалось схватить, понять,
почувствовать суть человека. Все это – люди в основном пожилые, прошедшие
войну. За их плечами – целая жизнь, их лица просты и естественны, а глаза
отражают мудрость поколений. Для меня они и есть образ туркменского народа.
Оценивая сейчас то путешествие, я снова понимаю, какое чудо довелось мне
увидеть, чудо, созданное Богом».
Вот их имена: Аразилди
Гулназаров, Натжан Гурбанодов, Бекмет Аннамамедов, Амет Мальтуримов, Кульназар
Назаров, Аннагуль Садова, Дэдебай Cатыкмурадов, Кетэ Атаева, Овез Мередамонов.
Благодаря фотографу
Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников
СНГ (МФГС) Ольге Поповой эти портреты стали доступны широкому зрителю.
Леонид Петрович Тихомиров родился 16 июля 1925 года в Москве. Детство его было трудным, бедным. Но рисовать
начал с ранних лет, и кисть не оставлял уже больше никогда. «Для настоящего
художника писать – значит дышать», – говорит он. Леонид Петрович действительный
член (академик) Международной академии творчества, заслуженный художник России.
Его персональные выставки собирали множество посетителей в Москве, Токио,
Саппоро, Париже, Лондоне, Омане, Берлине, Братиславе, на Кипре и на Мальте. По
картинам Тихомирова можно восстановить историю нашей страны за последние 50–60
лет, а в его пейзажах, как в зеркале, отражается вся красота Божьего мира,
окружающего нас. Он видит ее сердцем. Широко известны его портреты, в том числе
портрет балерины Галины Улановой. Некоторые работы Тихомирова переданы в
качестве дара правительства РФ правительствам Японии, США, Англии, Франции и
других стран, а также выставлены в музеях России и за рубежом и в частных
коллекциях.
Подробнее: http://www.ng.ru/style/2012-04-23/12_tihomirov.html