С 16 сентября 2019 года данная версия сайта не актуализируется! Поддерживается только в качестве архива! Новая версия сайта находится по адресу e-cis.info
В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные
персонажи, но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как в
известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается
коварной интриганкой, которая стремится из корыстных побуждений женить своего
сына на принцессе; её сын – красивый принц – глупым и алчным. Очень смущает
странный персонаж, которого можно увидеть во всех фильмах про Шрека – сказочный
мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели отразить чувство
толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя по всему, американцы очень
гордятся. И эту ценную установку Голливуд хочет привить детям всего мира.
С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино и мультипликация
переживают серьёзный кризис. Основная причина – отсутствие финансирования, что
не позволило своевременно перейти на использование новых инновационных
технологий. А это значит, мы начинаем терять своего юного зрителя. Речь идёт не
о кассовых сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском
ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает чёрно-белое
кино и уже с трудом воспринимает изображение в формате 2D. Оно воспитывается в
пришедшей из Голливуда 3D-системе информационного воздействия и предпочитает
старым советским мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это
постмодернистский выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и,
как шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это то ценностное
содержание детских сказок, которые преподносит нам голливудская и диснеевская
кино- и мультипликационная поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из
таких популярных американских мультфильмов.
Рыночная сделка вместо подвига
История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде
полнометражного мультфильма, на протяжении почти 10 лет приковывает к себе
внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят по мотивам детской
сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга, изданной в 1990 г. Надо
отметить, что голливудское прочтение книги, как это часто бывает, весьма
отличается от оригинала. Поэтому в данной статье речь пойдёт именно о
голливудской интерпретации «Шрека».
Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской,
является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была придумана
нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка правила и ценности
жизни общества, выработанные в процессе исторического развития народов.
Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено
представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно в сказках народов
мира силы добра – это, во-первых, жертвы какого-либо рода несправедливости:
наиболее беззащитные и уязвимые, хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки
(как правило, травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду по
чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные благородные богатыри,
рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники жертв несправедливости, униженных
и угнетённых – звери, птицы, добрые феи, волшебники.
Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства с человеком.
Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей является дракон
(Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные элементы – разбойники,
пираты. В-третьих, представители сильных мира сего – короли/цари и
королевы/царицы (последние, как правило, злые мачехи). Вспомним также, что и
Кощей Бессмертный тоже относился к этой категории, нося царский титул. И
наконец, злые волшебники и волшебницы, которые могут выступать в сказке в
качестве главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.
В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи, но их функции
прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как в известной песне «стало
чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается коварной интриганкой,
которая стремится из корыстных побуждений женить своего сына на принцессе; её
сын – красивый принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства с главным
героем Шреком вообще работает... киллером! Зато злой дракон оказывается
драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень любвеобильной!
Очень смущает странный персонаж, которого можно увидеть во всех фильмах про
Шрека – крупный мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели отразить
чувство толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя по всему, американцы
очень гордятся. И эту ценную установку Голливуд хочет привить детям всего мира!
Когда птичку не жалко
Главный герой фильма Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп, ненавидящий
также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов становится не зов
сердца, не благородные побуждения – нет, а типичная рыночная проблема –
земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на его участок.
Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе – карлике-садисте. Желая
жениться на прекрасной принцессе, он заключает сделку с огром – последний
спасает девушку из лап дракона, а в обмен получает своё болото. Всё чётко –
рыночная сделка вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему
отношений приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного
капитализма!
Примечательно, что знакомство с королём начинается с подземелья его замка, в
котором палач пытает пряничного мальчика, окуная его в горячее молоко! Но это
же сказка для современных детей, поэтому, чтобы они не успели испугаться и
посочувствовать несчастному мучному мученику – в ход идёт шутка. Пряничный
мальчик, у которого король отломил ножки, кричит: «Только не трогайте пуговицы
– они из глазури!». Эффект – смех в зрительном зале. И это был детский смех над
несчастным сказочным, но живым существом, который подвергался пытке! Но это не
единичный пример. Смерть отца принцессы – жабьего короля (кстати,
положительного персонажа) превращается в какой-то фарс, предсмертная агония
представлена в качестве смешных кривляний амфибии с выпучиванием глаз,
высовыванием языка! Из фильма в фильм повторяется красочный эпизод, когда
принцесса Фиона состязается в пении с птицей, берёт очень высокую ноту, под
воздействием этих звуков несчастное пернатое надувается и... от него остаются
только лапки и облачко дыма. Но птичку не жалко – в зрительном зале звучит
детский смех! Всё снова превращено в шутку. Создатели фильма вполне осознанно
программируют именно такую реакцию у аудитории на жестокость.
Теперь о принцессе Фионе. Голливуд предложил свою версию царевны-лягушки.
Сделав принцессу дочерью царя-жабы, У. Стейг наложил на героиню своей книги
классическое сказочное заклятие «Днём царевна, ночью – урод», то есть огр!
Далее предлагается традиционный сюжет – принцесса томится в пещере дракона, её
должен спасти храбрый принц (в данном случае, король), поцеловать и снять тем
самым заклятие. Но в «Шреке» всё происходит диаметрально противоположно!
Принцессу спасает наёмный огр, которому она впоследствии и отдаёт своё сердце.
За что Фиона полюбила Шрека?
Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека? Не за освобождение из
лап дракона, поскольку принцесса была намеренно заточена в пещеру, чтобы
появился принц-герой, который пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял
бы с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие сделки с
королём. Не за силу и доблесть. Когда на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и
Кота в Сапогах нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно
владеющая приёмами восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию. Не
за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой и невоспитан.
За что же? Судя по всему, за то, что он родственная раса, он – огр! Огровские
порядки гораздо ближе принцессе – она любит, как и Шрек, похрустеть запеченной
крысой, надувать жаб и змей по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается
мировоззренческий выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или
остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт последнее.
Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят ужас
на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним: излюбленный коктейль
Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз! Вообще, настораживает то
обстоятельство, что немногочисленные человеческие персонажи в этом
многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй, матери Фионы) даже не
просто отрицательные – они – главные злодеи, угрожающие жизни всего сказочного
сообщества (король, принц, Румпельштильцхен)!
Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой жизненный выбор
он должен сделать? Быть огром или человеком?
Аморальное «воспитание»
В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного героя мало чего
гуманистического и созидательно-поучительного. Но в вышедшей недавно в прокат
четвёртой части «Шрек навсегда» прослеживаются некоторые изменения в идейной
концепции фильма. На сей раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем
быть – злым огром, которого все боятся или же принять правила человеческого
общежития. После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём
этот мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных
ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская позиция! Он
предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее качестве – в роли
революционера, борца за права не только своего народа – огров, но и всего
сказочного сообщества, попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём
здесь перед Шреком будет стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение
собственной жизни или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять наш
герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения общего дела!
Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком – любящим отцом и мужем,
другом, гражданином своей сказочной страны!
Но всё же трудно сказать, что последний фильм анимационной эпопеи «Шрек», в
корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия сказочных
персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они выражают, так и
осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный торт готовят сказочный
мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной им бабушки. А главного героя
выводят из состояния душевного равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь,
традиционном представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно
всё угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего отца
заставить Шрека издать рычание огра. Причём этот ребёнок совершенно не
подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма неучтивое поведение
по отношению к взрослым. Отец мальчика готов любым путём удовлетворить его
каприз... Такое поведение Голливуд, вероятно, считает образцовым. Может быть,
это чувство толерантности к ребёнку, но если говорить с точки зрения здравого
смысла, это воспевание аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!
Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится в клетке, а
на его глазах был убит его любимец и единственный друг – гусь, который никому
ничего плохого, в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная
положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты, от чего
несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы и Шрека, были в
восторге! После чего все сказочные существа стали прыгать, валяться на радостях
в грязи... Словом, «хэппи энд»!
Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков
Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские поучительные добрые сказки
проходили через голливудско-диснеевский конвейер, а этот процесс, увы,
начался... Но рынок выдвигает жёсткие правила конкуренции, а нашему детскому
кино и мультипликации, увы, нечего противопоставить. Хочется грустно
констатировать «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»...