Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Украины Л.А.Кожарой по итогам заседания Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгоскомиссии, Черновцы, 13 января 2013 года
http://www.youtube.com/embed/ZT0zo0fq0ig?rel=0
Уважаемый Леонид Александрович,
Уважаемые дамы и господа,
Я удовлетворен итогами сегодняшнего заседания. Оно проходит в период, когда российско-украинские отношения находятся на подъеме и характеризуются интенсивным политическим диалогом на всех уровнях, прежде всего, на высшем, где достигаются принципиальные договоренности о дальнейших направлениях двустороннего взаимодействия. Как сказал Леонид Александрович, фундаментом этого взаимодействия, безусловно, является экономика, в том числе и потому, что результаты сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной сферах напрямую затрагивают интересы конкретных предприятий и работающих там людей.
В рамках Подкомитета мы не занимаемся экономическими вопросами – это удел наших коллег в соответствующих ведомствах, а работу координирует Комитет по экономическому сотрудничеству, возглавляемый премьер-министрами. Тем не менее, сегодня мы говорили о перспективах, которые открываются в этой области для России и Украины, в том числе в связи со вступлением в силу Соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Уверен, что в данном контексте открываются дополнительные возможности для более интенсивных интеграционных процессов, в которых Россия и Украина будут взаимовыгодно участвовать.
На повестке дня подкомитета – целый ряд вопросов, решение которых напрямую влияет на безопасность и спокойствие наших граждан. Прежде всего, отмечу в этой связи активную работу действующей в рамках подкомитета группы по борьбе с новыми вызовами и угрозами. Министерства иностранных дел, специальные службы наших стран эффективно взаимодействуют в вопросах предотвращения терактов, борьбы с наркотрафиком, оргпреступностью, легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
Еще одна область нашей совместной работы, которая также напрямую затрагивает интересы россиян и украинцев, - пограничное сотрудничество. Мы стремились и стремимся к тому, чтобы пограничные вопросы решались таким образом, чтобы максимально способствовать общению между россиянами и украинцами, давая им возможность пересекать границу наиболее комфортно и в удобное время. На этот счет уже приняты конкретные решения, и они воплощаются в жизнь. Сегодня мы говорили о перспективах на этом направлении. У нас есть конкретные планы, которые также будут реализованы.
К этой же категории вопросов я бы отнес и такую важную сферу как сотрудничество консульских служб. Мы активно взаимодействуем с украинскими друзьями по линии наших загранучреждений в деле защиты прав граждан двух стран, которые попадают в трудные ситуации за рубежом.
Из других тем выделю Азово-Керченское урегулирование. В июле 2012 г. президенты наших стран приняли совместное заявление, в котором поручили активизировать работу по подготовке соответствующего договора, и сегодня мы условились ее ускорить.
Касаясь международных вопросов, отмечу, что мы довольны уровнем взаимодействия и координации между нашими делегациями в международных организациях, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и других структурах, включая ОЧЭС. Мы активно поддержали избрание Украины на пост Председателя ОБСЕ в текущем году. Будем исходить из того, что нынешний год пройдет под знаком активной работы по всем направлениям деятельности этой Организации, чтобы укреплять ее основополагающие принципы, которые диктуют всем необходимость объединяться на основе консенсуса. Убежден, что Украина – страна с опытнейшей дипломатией – сможет сыграть такую объединяющую роль на посту Действующего председателя ОБСЕ.
Я пригласил Л.А.Кожару посетить Москву с визитом, в ходе которого мы условились уделить особое внимание именно проблематике ОБСЕ.
Хотел бы поблагодарить наших хозяев за гостеприимство и отменную организацию работы в этом прекрасном здании.
Вопрос (адресован Л.А.Кожаре): Какие усилия будет предпринимать Украина в качестве Председателя ОБСЕ для урегулирования приднестровского конфликта?
С.В.Лавров (добавляет к ответу Л.А.Кожары): Хотел бы добавить и активно поддержать сказанное Л.А.Кожарой. Наши страны, действительно, не только посредники, но и гаранты урегулирования применительно к возобновившемуся в прошлом году формату «5 + 2» - на нас лежит особая ответственность, поэтому считаю естественной договоренность координировать действия в контексте продвижения этого формата. В середине февраля нынешнего года во Львове состоятся очередные переговоры в рамках «5 + 2». Рассчитываем, что сможем подойти к ним с идеями, которые позволят ускорить процесс формирования необходимых условий для перехода к дискуссиям по политическим аспектам урегулирования.
Под такими условиями я понимаю договоренности для решения проблем, пока мешающих установлению доверия между Кишиневом и Тирасполем и обеспечению более комфортной жизни граждан на обоих берегах Днестра. Это экономические, транзитные, транспортные и другие вопросы повседневной жизнедеятельности. Как только они начнут более успешно решаться, постепенно будут создаваться и условия, необходимые для того, чтобы приступать к обсуждению политического статуса Приднестровья.
Вопрос: Сергей Викторович, как бы Вы прокомментировали итоги состоявшейся в Женеве встречи с участием спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Л.Брахими, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова и первого заместителя Госсекретаря США У.Бернса? Удалось ли достичь какого-то прорыва, выдвигались ли новые инициативы, и есть ли договоренность продолжить в ближайшее время консультации в данном формате?
С.В.Лавров: В целом мы заинтересованы участвовать в любых форматах - дискуссионных, консультативных или переговорных, - посвященных сирийскому урегулированию. Упомянутый Вами формат был предложен самим Л.Брахими, который исходит из того, что именно в таком составе можно нащупать конкретные пути, способные привести к формированию консенсуса о путях реализации Женевского коммюнике «Группы действий» по Сирии от 30 июня 2012 г. Мы готовы к разговору при понимании, что речь нужно вести ровно об этом.
Причем указанное коммюнике должно реализовываться без всяких предварительных условий. Пока такого согласия в кругу всех - сирийских сторон и внешних игроков - не просматривается. Наши партнеры убеждены, что в качестве предварительного условия необходимо вывести Президента Б.Асада из политического процесса. Но данного условия нет в Женевском документе, и его невозможно реализовать, поскольку это ни от кого не зависит.
Президент САР Б.Асад выдвинул инициативу с целью пригласить всех оппозиционеров к диалогу. Согласны, что, наверное, эти шаги недостаточно далеко идущие и кому-то покажутся несерьезными - но предложение сделано. Я бы на месте оппозиции выдвинул свои встречные идеи о том, как наладить диалог. Мы общаемся со всеми оппозиционными группами и когда слышим от них заявления, что они уже приняли решение воевать до победного конца, о каком выполнении Женевского коммюнике тогда идет речь? В документе, напомню, говорится, что внешние игроки должны побуждать все сирийские стороны прекратить кровопролитие и сесть за стол переговоров, назначив соответствующие делегации от правительства и от оппозиции. Других условий там не содержится. Между этими делегациями должен быть достигнут консенсус относительно параметров, содержания и сроков переходного периода, в течение которого будут подготовлены новые всеобщие выборы в Сирии.
На мой взгляд, это справедливый и честный подход, если, конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы спасти как можно больше жизней простых сирийцев, ежедневно гибнущих от продолжающегося кровопролития. А если в качестве предварительного условия ставить во главу угла устранение Президента Сирии, то, как я уже сказал, ценой подобного подхода станут новые жертвы. Те, кто поддерживают такой путь, должны нести за это ответственность.
Конкретно на встрече в Женеве мы говорили именно об этом. Мой заместитель М.Л.Богданов вместе с У.Бернсом и Л.Брахими обменялись оценками ситуации. Нас объединяет понимание того, что кризис становится слишком угрожающим не только для Сирии, но и для всего региона, а единственная сторона, которая выигрывает в этой ситуации, - радикалы-экстремисты, связанные в том числе с террористическими группами типа «Аль-Каиды». И здесь тональность у нас общая.
Но мы убеждены, что выход должен быть основан на Женевском коммюнике - вновь повторю, без каких-либо предварительных условий, т.к. они делают невозможным запуск диалога. Нужно заставить всех, включая оппозицию, которая пока категорически отказывается от диалога, все-таки сесть за стол переговоров.