Е.Новикова: Америка боится потерять Ближний Восток
17.07.2013
Госсекретарь Джон Керри стремится отобрать инициативу у монархий Персидского залива и РФ
И.о. президента Египта Адли Мансур (справа) пообещал заместителю госсекретаря США Уильяму Бернсу стабилизировать политическую ситуацию.
США опасаются экспансии влиятельных арабских эмиров, направленной на постреволюционные страны Ближнего Востока. Сегодня в Иордании американский госсекретарь Джон Керри обсуждает с коллегами из арабских старн палестино-израильское урегулирование, Сирию и Египет, тесно связанные друг с другом цепочкой геополитических интересов великих и региональных держав. Нынешний визит Керри уже шестой с марта 2013 года.
"США хотят удержать ключевую роль в регионе, – заявил "НГ" Владимир Сотников, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. – Вашингтон опасается, что помимо роста влияния арабских монархий на Ближнем Востоке увеличится политический вес России, влияния на которую у Америки нет.
Тогда как в отношении монархий Персидского залива, как до сих пор думают в США, такие механизмы есть". Поэтому госсекретарь Джон Керри снова в регионе. Он пытается переключить внимание Израиля, ушедшего с головой в проблемы иранского атома, и арабских стран, занявшихся вмешательством в сирийский и египетский кризисы, на долгоиграющую тему палестино-израильского урегулирования.
Исход переговоров проблематичен, но Дженнифер Псаки, официальный представитель Госдепа, заявила: "Госсекретарь не стал бы возвращаться в регион, если бы не чувствовал возможности поступательных шагов по обеспечению продвижения в этом вопросе". Между тем региональные аналитики и дипломаты в один голос выражают глубокие сомнения относительно перспектив возобновления мирного процесса.
С ними сложно не согласиться: Египет, который и при Хосни Мубараке, и при Мухаммеде Мурси был ключевым региональным посредником мирного процесса, ныне вышел из игры. Последнее, что успел сделать Мурси, – это начало замирения палестинских группировок ФАТХ и ХАМАС. Прежде чем лидер Палестины Махмуд Аббас сядет за стол переговоров с израильтянами, он должен заручиться поддержкой обоих движений, но ХАМАС, контролирующий сектор Газа, не желает мириться с Израилем на условиях, приемлемых для ФАТХ. Каир вел трудные переговоры с Рамаллой и Газой, но теперь ему не до того. Да и новая власть АРЕ не устраивает радикалов в Газе: они зовут египтян к борьбе за возвращение президента-исламиста.
В плотном клубке ближневосточных проблем – египетские, сирийские, иранские сюжеты, амбиции Саудовской Аравии и ее суннитских коллег по Персидскому заливу, израильские интересы. "Непонятно, во что выльется ситуация в Египте и Сирии и как на все это отреагирует Израиль, который озабочен иранским ядерным оружием и отслеживает, куда повернет руль новое иранское руководство. Он не готов участвовать в мирных конференциях с палестинцами, – полагает Сотников. – Кроме того, в СМИ появилось фото баллистических ракет Саудовской Аравии, нацеленных на Иран и Израиль, – возможно, это вброс. Но нельзя исключать, что Саудовская Аравия, проявляющая активность в сирийском и египетском кризисах, решила действовать и против Израиля. Даже если это вброс, Тель-Авив никогда не пропускает такого рода вещей".
В региональной политике США Египет выходит на первый план – хотя бы потому, что США привыкли опираться на эту страну, которая контролирует Суэцкий канал, имеет мирный договор с Израилем и в течение десятилетий была одним из главных союзников на Ближнем Востоке. В бурлящее после низложения Мурси государство направлен Уильям Бернс, замгоссекретаря США.
Интерес Вашингтона в данном случае – политико-финансовый, полагает Сотников. "США до сих пор самый крупный донор Египта. Америка побаивается, что монархии Персидского залива с их 12 миллиардами долларов кредитов перехватят донорство, – считает он. – Америке нужны гарантии того, что в Египте не будет гражданской войны и что военные будут ориентироваться на США, а не на Персидской залив. Тогда они смогут спокойно финансировать Египет".
Бернс в Каире выразил поддержку египетскому народу и демократическому процессу, в котором будут участвовать все политические группы. Дипломат провел переговоры с главой временного правительства Хаземом аль-Библауи, и.о. президента Адли Мансуром, а также с главой Минобороны Абделем Фаттахом ас-Сисси. Встречи с "Братьями-мусульманами" в планах не было. Салафитская партия "Ан-Нур" и движение "Тамарруд", выведшее народ свергать Мурси в ночь с 3 на 4 июля, отказались от контактов. Салафиты считают, что США "неоправданно" вмешиваются в дела АРЕ. Лидер "Таммаруда" Махмуд Бадр пояснил позицию своего движения: "Во-первых, они должны признать новую систему, во-вторых, извиниться за свою поддержку "Братьев-мусульман" и терроризма".
Переговоры Бернса проходили на фоне массовых демонстраций сторонников Мурси: "Долой военную хунту!", "Мурси – единственный законный президент!" Во вторник акция была разогнана полицией: 7 убитых и 260 раненых. К стражам порядка подключились и местные жители, рассказал "НГ" Хани Шади, египетский журналист: "Акции "Братьев" на площади Рамзеса в Каире подавило население вместе с МВД. Простой народ Египта ненавидит их. Исламисты теряют популярность с каждой акцией, число участников митингов уменьшается, несмотря на то что они платят деньги за выход на улицы".
В самом деле, есть первые признаки того, что протест затухает: представители "Братьев" сообщили, что ведут закрытые переговоры с военными, пишет Guardian. У исламистов есть шанс остаться у власти, его используют непременно. А это значит, что все будет так, как просили США: в новой власти АРЕ поучаствуют все политические силы.
Евгения Новикова
17.07.2013