Avesta
.Tj | 06
.01.2014 | На такое название статьи меня натолкнула книга, автором которой является Хосе де Кастро (Josué de Castro), президент исполнительного совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в 50-е годы прошлого столетия
.
Основываясь на своем богатом опыте работы в ФАО и являясь талантливым медиком, антропологом, социологом, этот выдающийся бразилец в те годы написал книгу «Геополитика голода».
Вкратце замечу, что понятие «геополитика» многозначно, но безусловно сегодня можно воспринимать этот термин, как понятие непосредственно связанное с географическими и политическими факторами, с взаимообусловленностью интересов государств, расположенных на различных географических пространствах. Отсюда, следует то, что многие правительства сегодня говорят о том или ином геополитическом интересе своей страны в различных регионах мира.
Геополитика может затрагивать различные сферы жизни общества: экономику, политику, философию, военно-политическую мощь государства и т.д. и т.п. У Хосе де Кастро геополитика распространялась на общемировые проблемы, связанные с питанием и голодом.
В нашей ситуации, в ситуации сегодняшнего дня мы вправе, на мой взгляд, говорить о геополитике миграции или даже рассматривать данный аспект в более узком плане и говорить о геополитике трудовой миграции, которая приобрела сегодня глобальный, общемировой характер.
Имеет ли Россия свои геополитические интересы на постсоветском пространстве?
Отвечу: безусловно, имеет, как в равной степени все эти близлежащие страны имеют свои собственные геополитические интересы. Думается, что главной целью достижения этих целей является обеспечение национальной безопасности и достижение наиболее благоприятных условий для равноправного сотрудничества государств в экономической, политической и социальной сферах.
Наиболее дальновидные и прагматичные правительства ведут диалог не только со своими партнерами, правительствами в других странах, которые в различной степени могут быть легитимными в своих государствах, но и проводят так называемую народную дипломатию, работая при этом не только с власть предержащими, но и с общественными организациями, общественными деятелями и конкретно с населением той или иной страны.
Не заглядывая очень далеко в прошлое, могу упомянуть, что Россия устами своих руководителей В.В.Путина и Д.А..Медведева неоднократно заявляла о необходимости того, чтобы она обеспечила себя стабильным и дружеским окружением, о транспарентности отношений в сфере трудовой миграции, о защите прав мигрантов, роли профсоюзов в этой сфере, о необходимости цивилизованного подхода к решению этих вопросов.. Такие пожелания звучали со стороны руководителей нашего государства как на внитрироссийских форумах, так и на саммитах Содружества Независимых Государств (СНГ), встречах в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Таможенного союза Беларуссии, Казахстана и Российской Федерации, Шанхайской группы (ШОС).
Таким образом, явно прослеживается желание властей РФ обеспечить условия для цивилизованной трудовой миграции ради обеспечения своих геополитических целей.
К сожалению, реальная жизнь показывает, что процесс формирования цивилизованной трудовой миграции крайне многосложен, тернист, драматичен.
В реальной жизни мы видим, что диалог между странами в большей степени ведется между правительствами, оставляя за пределами дискурса простых граждан. В лучшем случае этой темой занимаются, помимо государственных деятелей и чиновников, журналисты и некоторые общественные деятели. Но голос общественных деятелей и журналистов, как правило, повисает в воздухе.
А что касается обычных граждан, трудовых мигрантов, то они превращаются в разменную монету между правительствами, а сама проблема трудовой миграции в своего рода инструмент давления одного государства на другое. Первые лица государств иногда встречаются и о чем-то договариваются. Даже подписывают соглашения, двухсторонние договора. Обычно в международной практике так принято, что предварительно такие документы с обеих сторон тщательно прорабатываются экспертами и на финишном этапе главам государств остается только уточнить какие-то незначительные детали и подписать договор, который уже после этого приобретает обязательный характер. У нас же правители могут договориться, а потом каждый из них начинает мудрить по-своему и не исполнять договор. Так было совсем недавно после переговоров о продлении аренды базы для российских военных в Таджикистане. То есть получается, что обе стороны ведут себя как наперсточники, стараясь перехитрить друг друга. Перехитрить уже после подписания договора! Нечто подобное происходило еще раньше в связи с арестом и содержанием в заключении российского и эстонского летчиков. В обоих случаях трудовые мигранты оказались заложниками сложившейся ситуации. Да, действительно, Евразия – дело тонкое! И западному сообществу, которому так стараются подражать лидеры постсоветских стран, это понять невозможно!
В некоторых постсоветских странах деньги, пересылаемые трудовыми мигрантами из России для своих родственников, составляют 60-70 процентов ВВП. Кажется, власти стран-доноров рабочей силы должны бы быть чрезвычайно благодарными им, ведь они помогают снимать многие социальные и экономические проблемы в этих странах. Россия, как страна-реципиент, тоже по-своему должна быть им благодарна, ведь в условиях демографического кризиса и недостатка в рабочей силе в ряде отраслей, мигранты за копеечные зарплаты и ужасные условия проживания помогают России наращивать свой экономический потенциал.
Да, да! Именно так! Помогают России наращивать свой потенциал! Вопреки паникерским заявлениям некоторых журналистов, а в большей степени вопреки заявлениям простых обывателей через интернетовскую сеть (современный прогресс в области коммуникаций и масс-медиа это позволяет), вопреки их утверждениям, что трудовые мигранты массово вывозят из России деньги и это, дескать, ущербно для России, объективные факты показывают, что иностранные работники эти деньги не воруют, они их зарабатывают, принося пользу себе и своим семьям, облегчая проблемы своим государствам, и в большей степени, принося экономическую выгоду самой России. Политолог Александр Желенин пишет: «В 2010 году мигранты отправили домой из России $17-18 млрд. А произвели продукции и услуг в РФ примерно на $100 млрд. То есть, в пять раз больше, чем отправили на Родину. Если учесть, что около половины всех трудовых мигрантов в России составляют выходцы из Средней Азии, то примерно половина из этих $100 млрд – это их вклад в экономику РФ. И это, не считая тех средств, которые они вложили в российскую экономику как потребители - на оплату питания, жилья, транспортных услуг и т.д.».
Социологи также приводят данные о том, что трудовые митгранты создают 6,8% российского ВВП.
Здесь, конечно, не все так просто. Известно, что, согласно экспертным оценкам, значительная часть трудовых мигрантов работает в России нелегально Согласно Российской газете от 18.05.13, О.Ромадановский утверждает, что в России 10,8 млн иностранцев. Из них 2,2 млн на законных основаниях, 3,7 млн – учеба, лечение и т.п.; 3,3 млн – нелегалы. Однако, по оценкам многих экспертов нелегалов существенно больше. В любом раскладе это означает, что значительная часть произведенных в теневом секторе продукции и услуг, не облагались и не облагаются налогами и в государственную казну не поступают огромные суммы. Но, даже не смотря на это, населению России эта продукция и услуги поступили. И в этом в опосредованной форме все равно есть польза для России. В данном случае проблема упущенной выгоды государства из-за нелегальной эксплуатации труда иностранных рабочих не столько есть проблема этих рабочих, сколько есть проблема российского общества. Конечно, в «полном шоколаде» оказываются российские, а иногда не только российские предприниматели.
К этому также можно добавить, что 40% всех зарплат в России выплачиваются по черным и серым схемам. Согласно Александру Желенину даже в органах федеральной власти платят серую зарплату.
Вообще то, все эти выкрики: «Из России вывозят деньги!» (тем более, когда это звучит на фоне всякого рода оффшорных скандалов правящего сословия, вывозящего из РФ немерянные миллиардные суммы в обход законодательства), все эти выкрики относятся к типичным мигрантофобским стереотипам.
Правозащитники уже достаточно писали о мифах, фобиях и стереотипах о мигрантах. К таким стереотипам относится и миф о вывозе валюты трудовыми мигрантами.
Итак, оказывается, трудовые мигранты всем выгодны: и странам-донорам и странам-реципиентам.
Но не тут- то было. Власти стран-доноров не очень то заботятся о своих соотечественниках, когда в России они попадают в сложные условия содержания в центры содержания иностранных граждан и в другие аналогичные места, где мигрантов держат с целью дальнейшей депортации. Мигранты, если они действительно виновны в нарушении миграционного законодательства РФ, подлежат наказанию в рамках административного права и должны содержаться в случае задержания в местах, предназначенных именно для этого, а не в местах лишения свободы, соответствующих по своему режиму учреждениям, предназначенным для уголовников. Такие центры больше напоминаю СИЗО. Здесь налицо нарушение многих международных актов, подписанных и не подписанных Россией.
Есть за что критиковать и российскую полицию. Согласно законодательству не все полицейские и не всегда вправе проверять регистрацию иностранных граждан. В реальной жизни за это берется чрезвычайно обширный круг людей, несмотря на то что такая проверка является прерогативой Федеральной миграционной службы России.
Это мы говорили о правоохранительных органах. Но следует также сказать несколько слов о судах, рассматривающих дела о мигрантах. Адвокаты, занимающиеся мигрантами,-неоднократно отмечали,. что суды часто следуют однонаправленному курсу, не способствующему верховенству закона.
Другой важный вопрос, малоизвестный российской общественности, это вопрос, связанный с социальным и медицинским страхованием иностранных работников. По Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" работодатель не оплачивает страховые взносы за иностранных работников, работающих у него на предприятии. В результате они оказываются лишенными бесплатного медицинского обслуживания и выплат по страховым случаям. При этом работодатель, получает экономию от невыплаты страховых взносов. Таким образом, российское государство, вольно или невольно, предоставляет конкурентное преимущество иностранным работникам перед российскими и само подталкивает работодателя к замене российских работников иностранными.
Таким образом получается, что за иностранца работодатель платит налогов меньше, чем за россиянина. Это уже, как говорится, ни в какие ворота не лезет, Это дискриминация российских трудящихся!
Профсоюз трудящихся-мигрантов (Россия) выступает за равные права на социальное страхование для трудовых мигрантов, временно работающих в Российской Федерации, и развернул кампанию по информированию российского общества об ущемлении прав трудовых мигрантов на равный доступ к медицинскому обслуживанию и социальному страхованию. Профсоюз выступает с требованием установления равных прав в России для всех трудящихся без различия гражданства, расы, религии и пола! По мнению руководства этого профсоюза, иностранные рабочие, занятые в России, являются неотъемлемой частью рабочего класса России! Ущемление их прав неизбежно ведет к наступлению на права российских рабочих и трудящихся!
С другой стороны не понятно, почему с легального трудового мигранта, работающего по контракту, взимается налог на доход физического лица в 30%, а не 13%, как это делается по отношению к российскому работнику. Потом , правда, иностранному рабочему, проработавшему не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, эта разница может быть возвращена. Но механизм возврата настолько сложен и запутан, что я еще не встречал ни одного иностранного рабочего, который бы получил этот возврат, Если вы мне покажите такого иностранного мигранта, я сниму перед вами шляпу.
Но трудовые мигранты не ищут себе преимуществ перед россиянами, своими собратьями по труду. Во благо всем пошло бы равенство трудящихся в оплате труда, продолжительности рабочего дня, в социальных и трудовых правах.
Критиковать Россию есть за что, и в журналистской среде это принято, когда разговор идет о миграционных проблемах. Но на самом деле не меньше можно и следует критиковать и страны-поставщики иностранной рабочей силы. В штате посольств и консульств постсоветских стран имеется достаточное количество персонала, предназначенного для решения миграционных проблем, возникающих с их соотечественниками. Этот персонал обязан защищать своих граждан от произвола и насилия. Однако фактов такой защиты очень мало, а фактов варварской эксплуатации в нечеловеческих условиях на российских предприятиях теневого и не теневого сектора чрезвычайно много. Дело доходит до того, что публицист Иван Овчинников поднимает вопрос о необходимости борьбы за ликвидацию современного рабства, о новом аболюционизме.
Среди правозащитников часто можно услышать рассуждения о несправедливости положения, когда трудовой мигрант, проработав в России в течение многих лет, может остаться без пенсии в пожилом возрасте у себя на родине, так как, если он работает легально у российского работодателя и тот исправно отчисляет налоги в Пенсионный Фонд РФ, эти накопления все равно не попадают в пенсионные фонды стран-спонсоров. Здесь в пору бы возмутиться: «Ах, эта нехорошая Россия!» Но я был чрезвычайно удивлен, узнав от специалистов, ведающих этой проблемой, что Пенсионный Фонд РФ неоднократно обращался в пенсионные фонды стран СНГ с предложением перечислять им суммы, поступающие от трудовых мигрантов, и те, к моему удивлению, отказывались. Потрясающе! Это - информация к размышлению.
Кстати говоря, страны Прибалтики не отказались от .пенсионных отчислений из России.
И я думаю, этими парадоксами не заканчивается миграционная проблема. Всем этим проблемам уже более 20 лет. Как развалился Советский Союз, так и начались проблемы! В Советском Союзе тоже существовала трудовая миграция и, наверное, в не меньших объемах.. Количественно граждане одной страны разных национальностей мигрировали в не меньших количествах, чем сегодня. Мигрировали на заработки, на стройки, месторождения полезных ископаемых, на другие объекты народного хозяйства. Но это была фактически внутренняя миграции. Сейчас же приезжают в Россию те же люди, но они уже являются внешними мигрантами. А что касается внутренней миграции, власть предержащие никак не могут создать для нее условия, несмотря на наличие избыточной рабочей силы и наличия безработицы в ряде районов России.
По отраслям, структурно это, конечно, другая миграция. Сейчас иностранный рабочий больше стал соприкасаться с местным населением, Появилось понятие безработицы, конкуренции за рабочие места. Более заметной стала разница в культурных и конфессиональных традициях, Чаще возникают различного типа фобии и непонимание. В советское время межнациональные отношения в значительной степени регулировались господствующей в то время идеологией, да и государство было достаточно авторитарным, чтобы вовремя гасить шовинистический или националистический экстремизм. Сегодня, вроде бы, государство достаточно авторитарно, но эта авторитарность с ее якобы жесткой вертикалью власти оказывается бессильной в течение уже более двух десятилетий, чтобы решить наболевшие проблемы в области трудовой миграции.
Продолжается вакханалия с разными, исключающими друг друга пиар-кампаниями антимигрантской направленности. Различные официальные ведомства постоянно дают противоречивые сведения о числе трудовых мигрантов, уровне преступности, Путают российских мигрантов из северокавказского региона с трудовыми мигрантами из ближнего зарубежья, включая их в общую статистику.
Конечно, мы живем в плюралистическом обществе, где допускается множественность воззрений. Но не в такой же степени! Когда точно не знают сколько у нас мигрантов, сколько легальных и сколько нелегальных, когда некоторые законы или подзаконные акты могут противоречить друг другу.
Сегодня пресса нам сообщает, что Госдума и ФМС приступают к разработке Миграционного кодекса. В нижней палате парламента будет сформирована рабочая группа, которая и займется созданием нового документа. По словам депутата-единоросса Алексея Журавлёва, сейчас сферу миграционных отношений регулирует более 800 нормативно-правовых актов. Нужно устранить нестыковки и разночтения. Интересно как-то получается, при Советах законов было меньше, а порядка больше!
В масс-медиа много мигрантофобских публикаций. Кто только не рассуждает на эту тему!
А есть ли реальный повод для этого. Ведь реально абсолютное большинство трудовых мигрантов не собирается оставаться навечно в России. Поработал – заработал деньги – уехал домой. Да и трудовых мигрантов с постсоветского пространства не так уж много. Это не 150 млн безработных китайцев, которые готовы заехать в Россию, да и не против в ней остаться! Вот тогда был бы другой вопрос, и тогда была бы Россия Россией?
Согласно исследованию рганизации по изучению общественного мнения - Gallup, которая опросила более 40 тыс. человек в 12 странах бывшего Советского Союза на предмет готовности покинуть родину при наличии такой возможности, положительно на этот вопрос ответили лишь 5% жителей Узбекистана, 6% жителей Киргизии и 11% жителей Таджикистана, и эта страна оказалась в самом конце рейтинга. Наибольшее количество желающих уехать за рубеж — около 40% — оказалось в Армении. На втором месте Молдавия, потом идет Украина.
Более того, может сложиться ситуация, когда ресурсы миграции центральноазиатскиз республик будут исчерпаны, они сами научатся создавать у себя дома рабочие места, а демографическая ситуация в России неизвестно когда исправится. Тогда, что мы россияне будем делать? Ответ есть – будем приглашать рабочую силу из Индии, Бангладеш, Пакистана.
С каким чувством покидают Россию трудовые мигранты после исполнения своей трудовой миссии, если их в России нещадно эксплуатируют, унижают? Об этом, можно только догадываться.
А ведь они составляют значительную часть электората в своих странах, значительную часть пассионарного населения, формирующего общественное мнение в своем народе. Пока еще многие из них испытывают ностальгию по исчезнувшему Советскому Союзу, они и их дети болеют за Россию во время мировых чемпионатов и Олимпиад. Пока еще они, по наивности души, когда едут в Москву, видят в ней свою надежду на будущее.
Как антимигрантская вакханалия состыковывается со стремлением России образовать с постсоветскими странами единое экономическое пространство?
Что будет делать Россия, когда из Афганистана западная коалиция выведет свои войска и угроза талибского давления и влияния станет реальной?
Хотелось бы, чтобы мигрантофобы ответили на это!
ВОТ ЗДЕСЬ ТО И ПОРА НАМ ВСПОМНИТЬ О ГЕОПОЛИТИКЕ РОССИИ, ЕЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ, ГЕОПОЛИТИКЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ!
Источник profmigr.com