Одесский авиационный завод в последнее время активно восстанавливает статус авиастроительного, осваивая как выпуск самолетов легкой авиации, так и глубокую модернизацию боевых и учебно-боевых самолетов.
После успешной реализации контракта на модернизацию Л-39 в интересах МО Украины , в ходе которой новые самолеты получили не только более мощные двигатели и совершенные системы навигации , но и получили комплекс имитации пилотирования и выполнения боевых задач на самолетах МИ-Г29 и Су-27 , ОАЗ получил контракт на капитальный ремонт и модернизацию основы истребительной авиации Хорватии - советских МиГ21 .
МиГ-21 был одним из самых массовых истребителей по распространенности в мире после Второй мировой войны , и сегодня находится на вооружении многих стран которые не могут позволить себе иметь в составе ВВС более современные самолеты , или не видят целесообразности этого .
МиГ-21 неоднократно модифицировался , причем , совершенные модификации , выполненные с применением новой цифровой БРЭО , что значительно расширяет боевые возможности самолета , позволили авиационным специалистам говорить о том , что данная машина мало чем уступает истребителям 4- го поколения , хотя сама и относится ко второму поколения реактивных истребителей.
Именно путем модернизации имеющегося авиапарка (на вооружении ВВС Хорватии находится 6 боевых одноместных и 4 УБ двухместные МиГ21 модификаций соответствии МиГ-21bisD и МиГ-21UMD) пошла и Хорватия , которая уже проводила модернизацию своих МиГ-21 в Румынии в 2003 году : восемь МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ были отремонтированы на заводах Aerostar в Румынии , с модернизацией радиоэлектронного оборудования , для того , чтобы выполнить требования совместимости с НАТО.
К 2012 году МиГ-21 активно выводились из рядов ВВС Хорватии , учитывая ожидаемую замену на новые западные самолеты (как наиболее вероятный претендент рассматривался F-16 block52 ) . Однако , сокращение оборонных расходов и неопределенность с перспективным учетом ВВС заставили Хорватию вновь вернуться к вопросу ремонта и модернизации имеющегося парка .
На этот раз , как основной партнер , была выбрана Украина , которой 8 июля 2013 в Загребе бело подписано соответствующее соглашение . Причина этого заключается как в устоявшихся связях с нашим оборонным комплексом (примером , в 90 - х гг Хорватия приобрела в Украине неопределенное количество МиГ21 и иншe оружие , Украина была выполнена программа модернизации и ремонта транспортных Ан32 , а в мае 2013 года - Украина получила право на ремонт 6 вертолетов Ми8 хорватских ВВС ) , так и крайне неудовлетворительный уровень модернизационных работ на румынском Aerostar : отказ электроники и фактическая нетрудоспособность РЛС обнаружили бесполезность формальной модернизации . Стоит отметить , что украинское предложение оказалась значительно дешевле румынский, а также включала в себя опцион на возможность выкупа МиГ21 , что в свое время не были выкуплены Иорданией : по условиям контракта Украина модернизирует и осуществляет ремонт 7 МиГ21 из состава ВВС Хорватии , а еще 5 самолетов , доведенные Украине в соответствующий стандарту , поставляются с принадлежащих ГП « Одесавиаремсервис» .
Украинская модернизация предполагает не только проведение полного капитального ремонта , но и замену аналоговой аппаратуры на цифровую (частично , что касается навигационной и систем внутреннего и внешней связи - чешского производства) , ремонт радаров , установка GPS - навигаторов , оборудование, позволяющее использовать AIM -9 Sidewinder версий AIM- 9L и AIM- 9М .
Отметим , что украинские возможности данным перечнем не ограничиваются : хорватам предлагалось поставить систему наведения и управления огнем для Р -73 , новые радары украинского производства , нашлемную систему целеуказания « Сура » и т.д. . Однако , заказчики ограничились более скромной модернизацией , как учитывая финансовые соображения (общая сумма контракта составляет 13,7 млн. долл. ) , так и на сроки модернизации : даже с сокращенной программе модернизацией , на один самолет на заводе расходуется до 2,5 месяцев при трехсменной организации труда, является следствием значительно сокращенных за последние годы производственных возможностей , и , в первую очередь - нехваткой квалифицированного персонала