«В январе-ноябре 2013 г. стоимостный объем импорта молочной продукции в Таможенный союз из стран дальнего зарубежья увеличился на 25,7%, физический – на 17,6% по сравнению с тем же периодом 2012 г. В частности, ввоз сыров и творога вырос на 12%, йогуртов и кефира – на 33%, сливочного масла – на 46%; а ввоз сухих и сгущенных молока и сливок увеличился в 2,1 раза», - приводит основные данные мониторинга Член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Среди важнейших факторов, вызвавших рост импорта молочных продуктов из стран дальнего зарубежья, ЕЭК выделяет:
1. Дефицит на рынке стран Таможенного союза ресурсов сырого молока, в том числе предназначенного для переработки. Такая ситуация сложилась в связи с недостаточными капитальными вложениями в развитие молочного животноводства, недостатком кормов вследствие их удорожания, в том числе после засухи 2012 г., невысокими качественными характеристиками получаемого молока вследствие ухудшения состояния молочного стада. Кроме того, снижение производства молочных продуктов связано с уходом с рынка малых и средних молокоперерабатывающих производств, нерентабельных ввиду сезонности поступления молока и возросших производственных затрат.
2. Снижение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в 2012-2013 гг. на ряд молочных товаров в связи с выполнением тарифных обязательств перед ВТО. Так, ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко и сливки снизилась с 25% до 18,3%, а на сухое молоко с содержанием жира более 1,5 мас.% с добавлением сахара или других подслащивающих веществ до 22,5%. Адвалорная составляющая ставки на сливочное масло возросла с 15% до 17,5% и 18,3%, но специфическая сократилась с 0,4 евро/кг до 0,147 евро/кг, 0,19 евро/кг, 0,27 евро/кг. (на разные виды масла).
3. Ценовая неконкурентоспособность поставок некоторых видов молочной продукции из стран Таможенного союза по сравнению с предложением из стран дальнего зарубежья. Например, средняя контрактная цена сливочного масла при ввозе в Казахстан из дальнего зарубежья за 11 месяцев прошлого года равнялась 4,4 долл. США за кг, а из Беларуси – 4,9 долл. за кг.
4. Изменение потребительских предпочтений в странах, рост спроса на ассортимент, более востребованный населением. Например, в товарной структуре белорусского ввоза сыров в январе-ноябре 2013 г. поставки плавленых сыров из Польши выросли в 2,9 раза, а твёрдых и полутвёрдых сыров с пониженным содержанием жира из Литвы – в 7,3 раза.
Поставки сыров в Беларусь из России также выросли на 48%, однако основу российского импорта составляли жирные молодые сыры, импорт которых в Беларусь в январе-ноябре 2013 г. увеличился в 3,7 раза, и твёрдые и полутвёрдые сыры с обычным содержанием жира – рост в 4,5 раза.
«Основные риски, которые мы отмечаем, связаны с дефицитом на рынке стран ТС сырого молока, в том числе предназначенного для переработки, что может привести к тому, что производители стран ТС потеряют часть совокупного молочного рынка «тройки», а эффективность взаимодействия участников аграрно-производственных кластеров в ТС окажется под вопросом. Это неизбежно приведет к росту импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья, которая гораздо сильнее подвержена негативному влиянию мировых цен на молоко, соответственно, цены на молочные товары поднимутся и в странах ТС. Уже сейчас мы наблюдаем рост импорта сливочного масла, сухого молока, сыров. Наконец, молоко, как и зерно, является ключевым продуктов для обеспечения продовольственной безопасности», - обобщает выводы анализа Андрей Слепнев, министр по торговле ЕЭК.
«В данной ситуации необходимы совместные системные меры по повышению конкурентоспособности молочного животноводства стран ТС и молокоперерабатывающей промышленности. При этом важно понимать, что возможности таможенно-тарифного регулирования жестко ограничены обязательствами по участию России в ВТО, а применение инструментов защиты внутреннего рынка потребует времени на проведение расследования по всей процедуре согласно правилам ВТО. В данной ситуации целесообразно было бы стимулировать специализацию стран на производстве определенных видов молочной продукции инструментами коллективной финансовой поддержки и координировать политики в области государственного субсидирования молочного производства, – продолжает он. – Есть возможности совместного проектного финансирования в АПК и, прежде всего, в молочном секторе и проведения единой политики в области племенного животноводства».