Открытые данные — «цифровое топливо 21 века»
В 2010 г. на человечество обрушился беспрецедентный объем данных — открытых данных (open data). Впервые появилась возможность свободного доступа к массивам данных, которые прежде либо предоставлялись на платной основе, либо были недоступны. Благодаря этому открылись новые возможности для инноваций и оптимизации существующих процессов в частном и государственном секторах, а также создания новых товаров, услуг и рынков. Это несёт в себе огромный потенциал для извлечения значительных социальных и экономических выгод. Комментирует главный специалист Отдела отраслевого анализа Аналитического управления ЕАБР Алла Брянцева.
Необходимо отметить, что речь идет именно о базовых первичных данных, которые доступны в Интернете и сохранены в электронном формате. При этом формат должен позволять проведение различных операций с рядом данных, а сами цифры должны быть открыты для свободного и беспрепятственного использования в любых целях.
К концу 2013 г. более 40 стран создали электронные платформы с открытыми данными государственного сектора, в результате чего стали доступны более миллиона баз данных. Эта инициатива продолжает набирать обороты и привлекать новых участников, включая частный сектор.
Несмотря на то, что ещё предстоит провести крупномасштабные исследования о применении открытых данных, результаты отдельных инициатив впечатляют. Например, Climate Corporation, используя открытые данные о климатических и погодных изменениях, создала инструмент, который помогает фермерам в принятии информированных решений о выборе сельскохозяйственных культур и виде страхования, а также планировании инвестиций. Это способствует росту эффективности и производительности сельскохозяйственной деятельности. Компания Metabiota собирает и публикует данные об инфекционных заболеваниях человеческого и животного происхождения в развивающихся странах. Эта информация уже сыграла важную роль в локализации и предотвращении распространения эпидемий. В Дании было подсчитано, что 1 236 частных и государственных компаний получили экономические выгоды от бесплатного пользования базой данных адресов в размере €62 млн в течение пяти лет. Кроме этого, такие службы, как скорая помощь, полиция и другие службы экстренной помощи, получили доступ к единой базе данных адресов. Создание единой базы данных упростило процедуру идентификации и исправления ошибок. При этом уменьшились затраты на ее обновление. Таким образом, службы получили возможность пользоваться более качественной и надежной информацией. В муниципалитетах Бразилии, где публиковались отчеты об аудите местных органов власти, была зафиксирована связь между результатами этих проверок и вероятностью чиновников быть переизбранными на свои должности.
Было подсчитано, что потенциальная экономическая выгода от использования данных государственных структур в Европе может достигать $180 млрд в год. В McKinsey & Co. потенциальные выгоды в семи секторах мировой экономики оценили в размере от $3 до $5 трлн в год (Рис. 1).
Рисунок 1. Потенциальные экономические выгоды от использования открытых данных в год, $ млрд.
Источник: McKinsey Global Institute analysis. Данные по здравоохранению и потребительскому финансированию представляют примеры потенциальных экономических выгод и не отражают полного объема выгод в секторах.
Интересны заключения исследования «Барометр открытых данных», подготовленного The Web Foundation и The Open Data Institute. В глобальном отчёте об исследовании за 2013 г. оцениваются условия для открытия данных и результаты их использования в страновом контексте на основе многоуровнего показателя. В 2013 г. исследование было проведено для 77 стран. Как и следовало ожидать, первые строчки «Барометра» занимают пионеры инициативы открытых данных — Великобритания, США, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия и Дания. Из стран СНГ, в «Барометре» 2013 г. находятся Россия и Казахстан. Из 77 стран, Россия занимает 20 строчку, разделяя её с Италией. Казахстан — на 37 месте вместе с Грецией и Турцией. При этом стоит отметить, что по показателю, который измеряет результаты от использования открытых данных, Казахстан отстает от России и некоторых стран, близких к нему по общей оценке. Такая ситуация указывает на то, что в Казахстане имеется нереализованный потенциал для достижения социально-экономических выгод от применения открытых данных в частном и государственном секторах.
Несмотря на имеющийся потенциал в мировой экономике, сегмент рынка, использующий открытые данные, все ещё невелик. Эксперты отмечают, что для его развития необходимо продолжать стандартизацию формата, в котором публикуются данные, уделять внимание открытию «полезных» данных и создавать условия для их интеграции в существующее платформы.
Можно предположить, что в ближайшем будущем публикация открытых данных будет продолжать расти быстрыми темпами, а бизнес будет искать новые возможности их использования. При этом будут стремительно расти технологии, позволяющие утилизировать открытые данные, и расширяться сферы их применения. А результаты их применения, вероятнее всего, превзойдут сегодняшние ожидания.
http://www.eabr.org/r/research/publication/today/index.php?id_4=37851