Радик Батыршин: Союз интересен, когда он выгоден
16 октября 2013 года
Председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин принял участие в программе «Собственной персоной» на радио «Сити FM» на 87.9. Ведущий программы Владимир Мамонтов попросил профессора Высшей школы экономики, члена президентского совета по правам человека рассказать о себе «без ложной скромности». В ходе часового интервью Радик Батыршин отвечал на вопросы о своей карьере и семье, о КПСС и миграции, о «квадратном футбольном мяче» и новом информационном телеканале.
Радик Батыршин: Комсомол был одной из лучших школ моей жизни. Не надо пытаться ничего вычеркивать, это все равно, что вырывать странички из школьного дневника. Я работал в областном штабе студенчески отрядов. Меня там научили руководить, оценивать процессы, добиваться более выгодных нарядов, следить, чтобы студентов не обманывали прорабы.
Я горжусь тем, что однажды принял присягу Союзу Советских Социалистических Республик, и не собираюсь повторять ее даже любимой Российской Федерации. Потому что присягу принимают как клятву на всю жизнь.
Союз интересен, когда он выгоден. МТРК «Мир» выгоден всем, потому что выгодно понимать процессы, которые происходят у твоих соседей.
Например, проблемы с мигрантами есть не только в России, но и в Казахстане. Казахстанская экономика, как и российская, не может выжить без импорта рабочей силы. Между прочим, в Казахстане ВВП на душу населения в 8 раз выше, чем в России.
То же самое по пенсиям. В Казахстане лет 15 назад провели качественную пенсионную реформу и в отличие от нас не пытаются каждый год объявлять мяч квадратным в нашем пенсионном футболе. Там люди, по крайней мере, понимают, что пенсии - это не благодать от государства, а часть отложенной человеком зарплаты.
Межнациональная напряженность была и в советское время, особенно в бывших российских автономиях. Существовал принцип «хороший парень из нашего аула», продвижение по карьерной лестнице по этническому принципу.
Отсутствие правил в миграционной политике все равно, что отсутствие правил в футболе. Человек, который прибыл в Россию работать, должен четко понимать: на поле не плевать, руками мяч не брать, судью не бить. Если правила четко определены и судья в лице миграционной службы следит за их исполнением, то все будет нормально.
Не надо забывать, что Россия страна с очень высокой пенсией и средней зарплатой. С одной стороны, мы не можем найти огромное количество низкооплачиваемой рабочей силы, а с другой – не можем эту силу вывести из теневого оборота.
Но москвичи не могут жить без внутренних и внешних мигрантов. Еще один момент - у нас ведь никто, в сущности, не разделяет, например, азербайджанца и человека из Дагестана. Для большинства они оба ЛКН. Простых решений в вопросе миграции нет. Ситуация в Бирюлево в очередной раз показала в том числе и то, что качество наших полицейских очень невысоко. Их проблема даже не в зарплате, а в мотивации. Полицейская реформа в России проведена не до конца. Если бы полицейский чувствовал, что его карьера и зарплата зависит от людей, с которыми он живет, это одно, пока же она зависит от количества бумаг, которые он вовремя и по адресу отправил.
Когда МТРК «Мир» обсуждает проблемы из разряда Бирюлево (а «Мир» - это международная компания, у нас 10 учредителей, 10 стран, которые имеют равные права), то старается работать с позиции медицинского объективизма. Мы на «Мире» - международные журналисты в прямом смысле слова.
С Грузией – отдельная история. Президент Михаил Саакашвили поблагодарил нас за работу и вышел из Ашхабадского соглашения, которое гарантировало «Миру» некоторые преференции в Грузии в рамках налогообложения, но из «мировского» соглашения не вышел. Мы вещаем в каждой кабельной сети Грузии, несмотря на то, что мы предельно объективно рассматривали события в Цхинвали – у нас одна съемочная группа работала в бункере, который штурмовал грузинский спецназ, а вторая – под бомбами в Гори. Сначала Саакашвили выключил нас из кабельных сетей, но потом мы потихонечку вернулись, потому что людям интересно.
Два года назад мы взяли эфирную частоту в столице Узбекистана Ташкенте, несмотря на отсутствие контактов на уровне высших органов государственной власти. Договариваться – это моя работа. Вообще работать журналистом значит любить людей и получать за это скромное вознаграждение.
Аудитория потенциального охвата телеканала «Мир» достигла 140 млн человек, радиостанции – 25 млн, нового информационного телеканала «МИР 24» - 40 млн. Людям интересен канал обо всех. Баланс – это не попытка уйти от проблемы, любая история должна строиться вокруг конфликта. Ведь телевизионный канал – это большое художественное произведение, которое состоит из сотен других произведений, созданных десятками авторов. Он должен быть интересен зрителю полностью.
Источник: МИР24