В.П. Колмогоров,
Вице-президент Международного
конгресса промышленников
и предпринимателей УЧАСТИЕ ДЕЛОВОГО СООБЩЕСТВА В РАЗВИТИИЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГТак получилось, что и во время работы вице-президентом РСПП, затем заместителем министра по делам СНГ, и сейчас – вице-президентом Международного конгресса промышленников и предпринимателей, в котором кроме стран СНГ с нами взаимодействуют национальные союзы Балтии, Восточной Европы, а также в качестве партнеров – представители деловых сообществ Китая, Вьетнама и Индии, я все время сталкиваюсь с проблемами, о которых сегодня уже говорилось. Их наличие в Содружестве естественным образом отражается на глубине и масштабности сотрудничества деловых сообществ государств- участников СНГ.
Хочу еще раз отметить (и я говорил об этом на “круглом столе” 28 ноября 2002 г.), что попытка за десять лет использовать и пройти 50-летний опыт Евросоюза почти в полном масштабе, была сразу обречена на провал. Почему? Потому что в Евросоюзе был строго выстроен алгоритм формирования и действия этого торгово-экономического, а затем политического сообщества. Вспомните историю – объединение угля и металла, затем параллельно – таможенный союз и свободная зона торговли; затем выстраивание институтов и инструментов реализации дальнейших планов по координации, согласованности и совместным усилиям во всех сферах жизнедеятельности стран общего характера, затем переход к законодательной части и политическим структурам, единой валюте и так далее. В Содружестве такого алгоритма нет. И это, по-моему, самая большая опасность в настоящее время, когда объединяют свои усилия в региональном торгово-экономическом союзе самые крупные страны СНГ, и надо не повторить эту ошибку и иметь четкий алгоритм действий, конкретные программы краткосрочных и долгосрочных, по приоритету выстроенных последовательных шагов: что можно, что нужно.
Принципы должны быть незыблемы. Консенсус тогда хорош, когда есть обязательства по выполнению принятых этим методом решений. Если этого сочетания нет, то все остальное превращается в игру.
Должен соблюдаться простой, но очень важный принцип примата решений, принимаемых межгосударственными органами СНГ по согласию. В этом случае национальное законодательство и управленческие решения всех исполнительных органов должны быть подчинены этому решению. И я убежден в том, что так должно происходить. Существуют законы управления, в соответствии с которыми высший уровень управления не должен решать оперативные задачи. Для этих целей имеются и создаются межгосударственные структуры с соответствующим механизмом, которые и должны заниматься их решением, а не просто быть советчиками, что происходит на практике.
Хочу подчеркнуть, что та атмосфера недоброжелательносьти, которая царит в некоторых средствах массовой информации по поводу решения “четверки” – это или непонимание, или что-то еще хуже. Это действительно очень важный шаг в том смысле, что если не получается для всего Содружества сразу, то надо делать там, где возможно. Поэтому, я считаю, что это чрезвычайно важное решение. Необходимо обеспечить, чтобы на реализацию этого решения него не давил груз прошлых проблем, из которого, в свою очередь, должны быть извлечены самые серьезные уроки и сделаны соответствующие выводы.
Смысл любого сотрудничества в дальнейшем развитии. В настоящее время мы втянуты в глобализацию мировой экономики и в новый информационно-технологический постиндустриальный уклад. Поэтому нам надо быть готовыми к тому, что мы или развиваемся вместе или нас действительно сделают сырьевым придатком. Формируя соответствующие структуры, нам следует формировать и программу действительного совместного развития и эффективного использования совокупного огромного потенциала, который имеют эти четыре государства и все вместе страны СНГ.
Есть еще одно обстоятельство. Мне кажется, мало говорится о том, что глобализация идет параллельно с региональной и субрегиональной интеграцией торгово-экономического свойства. Союзы создаются не случайно. Для чего? Для формирования и развития внутреннего рынка. И если нам этого не делать, нам будет очень тяжело.
Когда речь идет о совместных программах, то действительно 150 миллиардов долларов на техническое перевооружение ежегодно – огромная сумма. Поэтому, если идти по дороге постепенных шагов (третий, четвертый передел, потом пятый и так дальше), то можно не дождаться положительного конца. Поэтому, когда говорили об инновационном факторе и инновационной направленности, то это должно стать политикой всех государств Содружества без исключения.
И, наконец, бизнес и сотрудничество на межгосударственном уровне. Получается парадокс. Я сам был сопредседателем ряда межправкомиссий, в деятельности которых переплетаются интересы государства с интересами бизнеса. Но как только решение принято, то, как правило, если оно принято без участия представителей делового мира, оно так и остается на бумаге. И по-другому быть не может, потому что бизнес не придет туда, где нет стабильности, страховки. Лучше не принимать решений, если там не участвуют представители делового мира, особенно по конкретным целевым секторам, программам, блокам. И должно быть системное взаимодействие органов межгосударственных и тех, кто представляет интересы бизнеса, лучше, если бизнесмены, непосредственно участвуют в реализации конкретных программ.